В вопросе обеления экономики важна работа в регионах
Обеление рынков – один из ключевых аспектов развития. Нелегальный оборот создает неравные конкурентные условия для производителей, затрудняет выход на рынок новых участников. Для борьбы с теневой экономикой с 2019 года в России введена государственная система цифровой маркировки «Честный знак». Сегодня система маркировки интегрирована с информационными системами 16 органов власти. Особая роль в этом процессе отводится регионам.
С 2015 года свою работу ведет Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Именно она формирует план по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и проводит оценку деятельности комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах РФ.
Региональные комиссии самостоятельно проводят мониторинговые мероприятия на предмет соблюдения маркировки тех или иных товарных групп. Как правило, в состав региональной комиссии входят представители местной администрации и внутригородского района, Роспотребнадзора, сотрудники МВД, а также представители местных СМИ.
На рынке табака, например, по данным Минпромторга, территориальные органы Роспотребнадзора в первом квартале 2024 года провели внеплановые контрольные мероприятия в отношении около 1,5 тыс. точек продаж. Это в 2,8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом эффективность таких проверок составила 95%.
Сегодня маркировка охватывает 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов. Тысячи российских производителей вышли из тени после введения обязательной маркировки. Например, маркировка БАД помогла выявить почти в 8 раз больше импортеров и на 95% больше производителей, о которых ранее не были известно государству. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Доля нелегального оборота табака сократилась до 11,3% — это минимальный показатель за последние 3 года. Доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на четверть, в обуви – на треть.
Заключительный показатель эффективности системы – фискальный эффект. Расчеты, проведенные на базе утвержденной Росстатом и правительством методики, показывают, что дополнительные поступления в бюджет страны по маркируемым товарным группам за четыре года (с 2019 по 2023) составили почти 800 млрд. рублей. Таких результатов удается достигать благодаря тому, что рынки легализуются, повышается собираемость налогов и развивается здоровая конкуренция. И этот показатель будет приумножаться по мере включения в маркировку новых категорий товаров.
Представляется важным усиление работы в субъектах РФ в рамках региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Одной из рекомендаций для них является более активной использование механизмов общественного контроля, потенциала субъектов общественного контроля – общественных палат и общественных советов всех уровней. Необходимо формирование нетерпимого отношения граждан к нелегальному обороту продукции, в этой части огромное значение имеет работа на местном и региональном уровне – с представителями СМИ, лидерами общественного мнения.
На федеральном уровне представляется целесообразным донастраивание системы контрольно-надзорной деятельности с учетом специфики отраслей, в частности, по товарным группам, представляющим угрозу жизни и здоровью людей. И это не только подакцизные товары – алкоголь и табак, — но и, например, строительные материалы, качество которых напрямую связано с безопасностью жилья.
Стимулирование регионов в борьбе с нелегальным оборотом продукции может быть выражено и финансово – в частности, путем расщепления акциза по табаку, часть которого будет поступать в местные и региональные бюджеты. Детенизация экономики – один из главных ресурсов для пополнения бюджета, и в этой части крайне важны усилия, которые предпринимаются на местах.