В регионах востребованы новые методы профилактики коррупции


В регионах продолжаются регулярные задержания чиновников и самых разных представителей местного политистеблишмента. Согласно экспертным оценкам, борьба с коррупцией начала вновь усиливаться.

Активизация антикоррупционной борьбы началась в 2008 году.  Ее пик, пожалуй, пришелся на 2012-2015 годы. В дальнейшем, начиная с периода пандемии коронавирусной инфекции, фиксировалось ее постепенное снижение. Фактически антикоррупционный контроль стал постепенно снижаться.

Чиновники на местах почувствовали вольницу, потому что уменьшился контроль за государственными закупками, и бюджетная сфера стала доминировать, тем более после СВО. К сожалению, на сегодняшний момент у нас остается несколько тем, которые являются наиболее коррупционно емкими. Так, в мирной отрасли это IT. Военные закупки и поставки пока еще полностью не поставлены новым министром под контроль, потому что этот коррупционный бизнес выстраивался на самом деле не один десяток лет.

Серьезные проблемы фиксируются в социальной сфере и, что важно, в сфере ЖКХ. То есть эти отрасли находятся в сфере самого высокого коррупционного риска. Очевидно, что подобные сферы нуждаются в постоянном мониторинге.

Однако тут появляется определенный диссонанс. С одной стороны, сейчас у нас проверки бизнеса фактически запрещены, и этот запрет постоянно пролонгируется правительством. С другой стороны, мы говорим о том, что прокуратура и другие надзорные органы должны проверять эти отрасли постоянно. Ведь президент регулярно указывает – нельзя прекращать бороться с коррупцией.

Однако борьба с коррупцией пока идет только оперативным путем. Но это, полагаю, является не совсем правильным, потому что мы боремся с последствиями, когда факт преступления уже состоялся. На мой взгляд, мы должны бороться в первую очередь с условиями, формирующими коррупционный бизнес. Например, выявлять сговоры. Вот это очень важно, тем более на уровне регионов. В регионах все всё знают. Поэтому говорить сегодня, что мы что-то не знали, или начальник что-то не знал —  это неправда. У нас существуют олигархические группы на уровне регионов, у нас существуют те же самые схемы, что на федеральном уровне. Поэтому надо усиливать контроль, надо придумывать новые методы профилактики именно на исходной стадии.

Мы должны, прежде всего, оценивать бюджет с позиции целесообразности, обоснованности, то есть целесообразно ли выделять деньги, обоснована ли цена на конкретный контракт и контролировать работу, чтобы не получалось у нас как с дамбами, которые смываются, и потом происходит затопление.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: