Взаимоотношения субъектов внутри «тюменской матрешки» – тема, которая периодически возникает в федеральной и региональной повестках. При отсутствии реальных предпосылок для процесса объединения трех субъектов УрФО вопрос их интеграции периодически становится вызовом, на который необходимо реагировать. Фактором, актуализирующим тему интеграции, стала не так давно почти одновременная смена глав Ямала и Тюменской области. В силу этого главным мотивом избирательной кампании губернатора Тюменской области Александра Моора стал месседж о том, что Тюмень не претендует на автономию своих северных соседей, входящих в «матрешку».

Новым фактором, актуализировавшим вопрос интеграции, стало назначение Владимира Якушева полпредом президента России в УрФО. Наличие опыта управления Тюменской областью и широкая сеть личных связей практически со всеми губернаторами округа, казалось бы, делают из Якушева идеального «собирателя» уральских земель.

Работавший при нем мэром Тобольска и мэром Тюмени Евгений Куйвашев теперь руководит Свердловской областью, бывший замом губернатора Якушева Вадим Шумков – глава Курганской области. Губернатор Тюменской области Александр Моор – экс-мэр Тюмени, входивший в команду Якушева.

Сам Якушев подчеркивает: механизм взаимодействия между Тюменской областью и автономными округами работает оптимально и не требует изменений. Кроме того, о том, что «миссия» нового полпреда заключается не в объединении регионов, а в интеграции федеральной политики, свидетельствует также политический контекст.

Во-первых, программа «Сотрудничество», регулирующая отношения между субъектами, была пролонгирована до 2025 года. Это означает, что как минимум до этого времени документ останется определяющим правила игры. Именно на этих условиях возглавили свои регионы действующие губернаторы Тюменской области, Ямала и Югры.

Сейчас страна находится в преддверии масштабного электорального цикла. В 2021 году пройдут выборы в Госдуму, в 2024-м – выборы президента. В 2021-м должны состояться выборы в Тюменскую облдуму и в думу Ханты-Мансийского автономного округа. Изменение механизма взаимодействия трех субъектов – это риск протестного голосования, примером которого на голосовании по поправкам к Конституции выступил Ненецкий автономный округ.

В этом контексте главная задача Владимира Якушева как полпреда УрФО очевидна: обеспечить интеграцию федеральной политики и сохранить электоральную управляемость в округе в условиях пандемии. Выполнение этой задачи будет решаться, очевидно, через реализацию национальных проектов и повышение уровня жизни. Определив невмешательство в текущую деятельность региональных и муниципальных властей в качестве главного принципа взаимодействия с губернаторами, полпредство будет совместно с каждым главой региона и федеральными структурами вырабатывать оптимальные решения для преодоления пандемии.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: