Морковь в России только начала поспевать, до июня в магазинах было много импортной моркови, цены на которую увеличились вследствие роста мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. Также негативную роль сыграло снижение курса рубля. Сейчас на прилавки начинает поступать отечественная продукция нового урожая, а значит, ожидаемо, что цены на овощи будут снижаться. Но это очень серьезная комплексная проблема, и цены аграриев в данном случае, наверное, не самая главная ее составляющая. Аграрии, по сути, зажаты между производителями, которые поставляют им свою продукцию: средства производства, топливо, семена, минеральные удобрения и тому подобное, и торговыми сетями, куда уже сами аграрии поставляют продукцию.

Одна из главных проблем – это стоимость входящих ресурсов. Сельхозтоваропроизводителю, прежде чем что-то произвести, нужно закупить продукцию. Семена в цене выросли, минеральные удобрения, которые мы вывозим на экспорт, подорожали; гербициды, которые, наоборот, закупаем, тоже выросли в цене. Топливо, чтобы сначала все засеять, а потом собрать, также подорожало. Соответственно, существенно увеличилась себестоимость продукции, поэтому выросли и средние цены производителей, что вполне логично. Но здесь есть два аспекта. Когда мы видим рост цен сельхозпроизводителей, то это только часть общей ценовой ситуации на агропродовольственном рынке. Нужно рассматривать всю ценовую цепочку «от поля до прилавка». И вот тогда получается следующая ситуация. Если, например, цены сельхозтоваропроизводителей за семь последних лет (2014–2020 годы) выросли на 46%, то цены на промышленные товары и услуги, приобретенные аграриями, выросли на 63%, а цены в торговле на продукты питания увеличились еще больше – на 70%. То есть цены в сетях на продукты питания растут опережающими темпами по сравнению с общими темпами инфляции в стране и существенно большими темпами, чем цены аграриев, по которым они реализуют свою продукцию. Поэтому стабилизация ценовой ситуации – это комплексная проблема, ее нужно решать как с точки зрения оптимизации структуры затрат производства, так и с точки зрения цен, складывающихся в торговых сетях. По многим продуктам питания более трети розничных цен формируется в сфере обращения, поэтому именно на эту сферу государству целесообразно обратить особое внимание. Во многих странах применяются различные механизмы в этой области. В России необходимо начинать хотя бы с контроля за структурой розничных цен на широкий круг продовольственных товаров в разрезе основных федеральных и региональных продуктовых ретейлеров, которые охватывают около 80% рынка.

Проблема входящих ресурсов многогранна, и решать ее нужно комплексно. Механизмы для этого есть, правда, у нас решать начинают тогда, когда гром уже грянул. Действительно, отечественный агропродовольственный рынок тесно интегрирован в мировой рынок. А сейчас идет всплеск цен на продовольствие на мировых рынках. В итоге все – производители не только аграрной продукции, но и тех же минеральных удобрений – пытаются снять свою маржу. Буквально на прошлой неделе в Госдуме рассматривался вопрос о стабилизации цен на рынке минеральных удобрений, одним из конструктивных предложений было ограничение темпов роста цен производителей минеральных удобрений на уровне, который не выше роста уровня инфляции. Видимо, других вариантов уже не осталось.

Также необходимо упомянуть, что важным аспектом стабилизации цен на агропродовольственном рынке в условиях, когда мы до сих пор закупаем многие ресурсы и комплектующие за рубежом (семена, гербициды, сельхозтехнику и другое), является обеспечение стабильности курса рубля.

Для стабилизации ценовой ситуации нужны отработанные механизмы, которые подключаются автоматически, как это происходит во многих странах. Нужны четкие правила игры для производителей, причем любых (промышленной продукции, аграрной, торговых сетей), и активная позиция ФАС, которой, к сожалению, в последнее время нет.

Во многих развитых странах применяется целый комплекс мер в целях снижения волатильности цен на агропродовольственном рынке и поддержания доходов сельхозпроизводителей. Так, в США действует несколько механизмов, направленных на ценовое регулирование в аграрной сфере и закрепленных в законе о сельском хозяйстве. Одним из самых действенных механизмов является программа защиты фермеров в случае изменения цен или доходов.

Что касается регулирования цен производителей животноводческой продукции, то в США действует закон об обязательном информировании о ценах в мясной отрасли. Согласно ему скотобойни и мясокомбинаты обязаны сообщать в Минсельхоз США о ценах, по которым они приобрели у фермеров КРС, свиней, овец, и о ценах, по которым они продали мясо переработчикам. Минсельхоз США, в свою очередь, обязан в ежедневном, еженедельном и ежемесячном режиме публиковать отчеты о ценах на рынке. При этом, если происходят ценовые колебания в торговле, налоговая и антимонопольная службы требуют объяснить эту волатильность.

Похожие механизмы используются и в ряде стран Западной Европы. Интересным опытом ценового регулирования на рынке молока обладает Израиль, где производство сырого молока контролируется через производственные квоты и фиксированные цены, устанавливаемые для производителей, основанные на показателях средней себестоимости продукции и рентабельности.

К сожалению, в России регулирование цен в АПК осуществляется точечно и не носит систематического характера.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: