Центральный транспортный узел, ВСМ и внедрение умных технологий – акценты инфраструктурного развития
Мы обсуждаем транспортное, инфраструктурное развитие на федеральном уровне. Акценты я бы расставил следующим образом. В первую очередь стоит рассказать о Центральном транспортном узле. Это одна из важнейших артерий. Если говорить о таком показателе, как пассажирские перевозки, ЦТУ – это 31% пассажирских перевозок по всей России. А если говорить о грузовых перевозках – это 40%. По объему грузовых и пассажирских перевозок ЦТУ занимает первое место как в РФ, так и в Европе и Америке. Что самое важное, ЦТУ имеет стратегическое значение с точки зрения граждан, так как имеет высочайшую плотность населения. Его транспортная работа направлена именно на людей за счет сильной плотности – это порядка 61,9 человека на 1 кв. км. Идет активное развитие, активное участие транспортного комплекса Москвы в таких проектах, как в целом развитие всего ЦТУ, так и в таких проектах, как МЦД, которые позволили соединить регионы с транспортным комплексом Москвы. Это колоссальный мегапроект, который удалось реализовать, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас как раз идет утверждение стратегии мэра Москвы Сергея Собянина в области развития транспортного комплекса до 2030–2035 годов. Разумеется, ЦТУ там фигурирует.
Также я не могу не отметить, что мы будем участвовать в проектах по ВСМ, что также повысит логистику от Москвы в сторону субъектов. Это будет развитие по всем стратегическим направлениям вглубь страны.
Дороги – неотъемлемая часть транспортной системы. Очень часто логистические коридоры пронизывали Москву, что создавало определенную нагрузку, трату времени. Это не всегда было эффективно из-за того, что не было создано достаточно инфраструктуры для организации правильных логистических коридоров. И очень здорово, что появилась Центральная кольцевая автомобильная дорога. Такого рода проекты будут развиваться.
Также мы активно участвуем в таких проектах, как запуск беспилотников на трассе М-11. Мы живем в XXI веке, и перед нами стоят в том числе инновационные вызовы. Инфраструктура неотъемлемо связана с IT и развитием умных технологий. Чтобы развивать физическую инфраструктуру, нужно знать все о том, что на ней происходит. Внедрение умных технологий позволит выстроить правильную аналитику.
Что касается проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». Все субъекты, в том числе Москва, идут по пути снижения уровня социального риска. Столица уже сильно перевыполнила план, по итогам 2022 года мы достигли показателя 2,3, что почти в два раза ниже, чем стратегическая цель. Мы движемся к дальнейшему снижению. Это возможно с внедрением умной инфраструктуры. Умные технологии помогают снижать социальные риски.
Крайне важно уделить пристальное внимание кибербезопасности инфраструктуры в текущих реалиях, когда мы испытываем давление со стороны недружественных коллег.
И хотел бы отметить, что еще один крайне важный аспект – это туризм. Развитие транспортной инфраструктуры – один из основных драйверов развития туризма. Мы видели международные примеры, где туризм зачастую может составлять ключевой процент от ВВП и ВРП субъекта, поэтому наша работа здесь крайне важна.
Из выступления на экспертной сессии «Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего». Мероприятие провело Агентство политических и экономических коммуникаций в рамках международной выставки-форума «Россия».