Северный завоз: три задачи для главы Чукотки
В своем Telegram-канале глава Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отчитался о ходе северного завоза. Сегодня Анадырский морской порт ведет активную работу по поставке грузов в села, расположенные в верховье рек Анадырь и Канчалан. Судно «Регион 87» находится на погрузке 40 тыс. тонн угля во Владивостоке и готовится к отправке в округ. Сухогруз «Анадырь» находится в селе Лаврентия, ожидает погоды для разгрузки угля, затем доставит уголь в село Сиреники. Танкер «Чукотка плюс» привез нефтепродукты в порт Анадыря и отправился 14 июля в Архангельск.
Северный завоз – один из главных вызовов для губернатора Чукотки Владислава Кузнецова. В условиях отсутствия прямого сообщения Чукотки с Большой землей социальное благополучие субъекта зависит именно от своевременной поставки грузов. Организация северного завоза – ключевой индикатор эффективности главы региона для его жителей.
Появление базового федерального закона о северном завозе (вступил в силу 1 апреля 2024 года) несколько упрощает работу губернаторам северных территорий (утверждена единая система управления поставками), однако не уменьшает роль главы региона в организации процесса снабжения. Именно на глав регионов возлагается ответственность за адаптацию нового механизма на местах.
Основные положения нового закона – это создание Единого оператора северного завоза, выделение семи категорий товаров, которые будут в приоритетном порядке поставляться в районы Крайнего Севера, обеспечение централизованного планирования доставок с помощью федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.
Особая зона ответственности, которую закрепляет новый закон за главой региона, – формирование стратегического запаса грузов (количество грузов первой категории, необходимое для снижения и (или) предотвращения риска возникновения их дефицита). В 2024 году в населенные пункты Чукотского автономного округа планируется доставить 218 тыс. тонн угля и 190 тыс. тонн нефтепродуктов.
Важная задача для губернатора, которую Владислав Кузнецов решает в ходе настройки нового механизма, – подготовка инфраструктуры. Для успешного исполнения нового закона требуются бОльшие портовые мощности. Для этого на Чукотке заблаговременно началось обновление опорных объектов транспортно-логистической инфраструктуры, – в частности, причала в селе Лаврентия. В перечень объектов инфраструктуры северного завоза на Чукотке вошли морские порты Певек и Анадырь, аэропорты Анадырь (Угольный), Беринговский, Залив Креста, Кепервеем, Залив Лаврентия, Марково, Омолон, Певек, Бухта Провидения, автомобильные дороги, а также подъезды к значимым инфраструктурным объектам.
Реализация проекта по созданию Единого морского оператора для обеспечения северного завоза – еще одна важная задача для чукотского губернатора. Согласно закону о северном завозе Единый оператор должен начать работу не позже 2026 года. Подписав соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», Чукотка становится пилотным регионом, в котором в тестовом режиме будет запущена работа Единого оператора. Так регион получает возможность обеспечить достаточное количество флота для перевозки необходимых грузов, а также определить стоимость логистики и стабилизировать цены.