Ротенберги, Хуснуллин, Савельев: почему арест курского экс-губернатора Смирнова становится началом большой «дорожной» игры
Громкое задержание экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова, которое прогнозировалось последние месяцы, катализирует неочевидные, но серьезные конфликты на федеральном уровне. Этот арест с высокой вероятностью будет использован для масштабной атаки на министра транспорта и бывшего руководителя Смирнова Романа Старовойта. Его оппоненты получили уникальный шанс не только сместить его с должности, но и инициировать дорожно-подрядный передел. Актуализируется план строительства и реконструкции дорог до 2030 года с бюджетом более 9 трлн рублей. Многие федеральные игроки хотели бы сместить Старовойта, чтобы влиять на распределение ресурсов.
Алексея Смирнова, как и ожидалось, арестовали по обвинению в крупном хищении (предварительно 200 млн рублей). С весны прошлого года Смирнов и его команда были в центре внимания силовиков и медиа. Чиновников публично обвиняли в саботаже строительства оборонительных сооружений на российско-украинской границе. СМИ и Telegram-каналы сообщали, что работы фактически не произведены.
В начале августа в Курскую область вторглись ВСУ. Уже тогда стало ясно, что серьезных преград на их пути не было. Шоком стало то, что противотанковые бетонные укрепления «зубы дракона» не выдержали даже осадков. Вскоре после выборов Смирнов покинул свой пост по собственному желанию. Позже руководителей Корпорации развития и подрядных фирм, участвовавших в работах, начали арестовывать. Сегодня очевидно, что все взятые под стражу деятели дали исчерпывающие показания на региональное руководство.
Уголовное преследование лично Смирнова было ожидаемым. Дело приобрело государственную важность и контролировалось Кремлем. Чиновников из окружения Смирнова обвинили ранее не просто в хищениях, а в «предательстве жизненных интересов общества и государства». Как ранее сообщали силовики, на взятки уходила значительная часть федеральных средств. В том, что все фигуранты показательно получат значительные сроки, нет сомнений.
Силовики полагают, что Смирнов со своим заместителем Алексеем Дедовым (был арестован вместе с ним) получали по 10% с каждого контракта. Распределением денег занимался арестованный глава Корпорации развития Владимир Лукин. При этом для строительных работ намеренно находились (Лукиным) специальные подрядчики (фирмы действовали менее года и имели в штате от ноля до двух человек).
Главной интригой становится реальный масштаб показательного дела и его новые фигуранты. Показания Смирнова, судя по всему, ставят под вопрос судьбу его бывшего руководителя, а ныне министра транспорта России Романа Старовойта. Именно при нем началось укрепление границы в 2022 году, когда он сам был губернатором области (до 2024 года), а Смирнов – председателем правительства. Старовойта принято считать в большей степени ответственным за строительство оборонительных сооружений.
На следующий день после ареста Смирнова медиа сообщили об уже согласованной ожидаемой отставке Старовойта. По этой версии документ уже подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным и ждет обнародования. Инсайдер сообщает, что с началом силовой атаки Смирнова на федеральном уровне начался большой торг вокруг кресла главы Минтранса. Прогноз АПЭК: отставка Старовойта весьма вероятна, но не гарантирована.
Главным предметом торга, который может изменить судьбу министра, инсайдер считает один из самых ресурсных федеральных проектов – шестилетний план дорожной деятельности до 2030 года, утвержденный в конце марта. Объем финансирования – 9,2 трлн рублей. Он включает в себя масштабное строительство главных российских автодорог: М2 «Крым», М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М10 «Россия», Р22 «Каспий», Р217 «Кавказ», М4 «Дон», Р255 «Сибирь», Р258 «Байкал» и других. Именно сейчас решается, кто будет реальным бенефициаром строек, какие компании будут заказчиками и подрядчиками.
На стороне Старовойта – группа Ротенбергов, которая заинтересована в сохранении министра и получении через него доступа к масштабным ресурсам. Очевидно, будут предприняты попытки снижения влияния «строительного» вице-премьера Марата Хуснуллина, его оппоненты также активизируются. Шанс усилиться появился у вице-премьера Виталий Савельева, ранее занимавшего пост министра транспорта. Так или иначе, начинается большой передел в строительно-дорожной сфере, в котором будут задействованы многие игроки. Ход игры и тем более ее результат пока далеко не очевидны.