Реформа МСУ в Югре: от административной автономии к единой системе эффективной власти
![Переход на одноуровневую систему местного самоуправления стал для Югры ключевым направляющим федеральным трендом. В марте президент России Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти», предоставивший регионам право выбора модели: одноуровневой, традиционной двухуровневой или смешанной. Для Ханты-Мансийского автономного округа решение в пользу одноуровневой модели – не просто следование общему курсу (по данным на июнь 2025 года 22 региона уже полностью перешли на новую систему, еще 49 находятся в процессе перехода), а взвешенный шаг, основанный […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2019/10/IMG_0708.png)
Переход на одноуровневую систему местного самоуправления стал для Югры ключевым направляющим федеральным трендом. В марте президент России Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти», предоставивший регионам право выбора модели: одноуровневой, традиционной двухуровневой или смешанной. Для Ханты-Мансийского автономного округа решение в пользу одноуровневой модели – не просто следование общему курсу (по данным на июнь 2025 года 22 региона уже полностью перешли на новую систему, еще 49 находятся в процессе перехода), а взвешенный шаг, основанный на детальной оценке соответствия потребностей и специфики округа той форме, в которой будет реализовываться публичная власть на местах.
Содержание реформы — оптимизация управленческой вертикали: полномочия администраций городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, передаются на уровень последних. Это позволяет ликвидировать избыточные административные барьеры, дублирующие функции и создать единый ответственный центр принятия решений для каждой территории. Процесс направлен на повышение качества и скорости оказания услуг населению, а также на концентрацию ресурсов для решения стратегических задач.
Выбор одноуровневой модели логичен для ХМАО в контексте управленческого курса, заявленного губернатором Русланом Кухаруком с момента начала его работы в округе. Реформа стала закономерным продолжением политики перехода к новому, более тесному и эффективному формату взаимодействия между окружным правительством и муниципалитетами. Ярким примером такого подхода стал введенный ранее новый порядок формирования трёхлетнего бюджета, ключевым элементом которого стали предварительные серии встреч губернатора с мэрами всех муниципалитетов для детального обсуждения ключевых проектов и потребностей территорий. Переход на одноуровневую систему доводит эту практику до логического завершения, обеспечивая формирование единого, прозрачного и сбалансированного бюджета муниципального района с равномерным и справедливым распределением средств.
Стремление к организации работы на принципе единства системы особенно актуально для Югры как для территории с высокой автономией муниципальных элит. Подобная автономия нередко приводила к ситуации, когда на принятие решений влияли разрозненные группы интересов, что затрудняло принятие консолидированных решений, актуальных для всего района в целом. Более того, эта разобщенность становилась почвой для конфликтных ситуаций и нарушений, требовавших вмешательства региональных властей и надзорных органов. Показательными примерами являются случаи в сельских поселениях: глава поселения Кышик Максим Белихин был вынужден досрочно сложить полномочия после представления прокуратуры о заключении муниципальных контрактов с родным братом супруги, а глава поселения Лямина Алексей Дизер был уволен по утрате доверия после скандала со сдачей кабинета администрации под пункт выдачи заказов маркетплейса. Централизация финансового контроля и управленческих функций на уровне муниципального района, обеспечиваемая переходом на одноуровневую систему, позволит значительно сократить количество подобных инцидентов, повысив уровень дисциплины и подотчетности.
Важным преимуществом реформы является создание одноканальности управления, которая гарантирует прямую вовлеченность и высокую скорость реагирования окружного правительства. Четкая иерархия и единоначалие исключают необходимость согласований между разными уровнями местной власти, что критически важно при ликвидации последствий аварий или природных катастроф. При этом, что немаловажно, каналы прямой коммуникации с населением сохранятся в полном объеме. Несмотря на передачу полномочий, администрации поселков и городов остаются ближайшими к людям структурами и продолжат выполнять функцию первичного приема обращений граждан, обеспечивая доступность власти для каждого жителя.
Реформа МСУ в Югре сопровождается глубоким переформатированием Совета по развитию местного самоуправления, что на практике повысит эффективность решения накопившихся муниципальных вопросов. Совет переходит с эпизодического на регулярный формат работы, а в его структуре создаются 7 тематических рабочих комиссий по основным направлениям социально-экономического развития, которые будут функционировать на постоянной основе. Такой подход позволяет перейти от дискуссий к предметной работе, выстраивая на практике согласованную работу управленческой команды региона.
Персональное назначение глав комиссий подтверждает ориентацию на практический результат и учет успешного опыта территорий. Так, комиссию по инвестиционной привлекательности возглавил глава Сургутского района Андрей Трубецкой, а комиссию по муниципальному управлению – глава Белоярского района Сергей Маненков. Примечательно, что именно Сургутский и Белоярский районы являются лидерами по итогам оценки эффективности работы органов МСУ за 2024 год. Это доказывает, что в основу новой системы заложен принцип меритократии: руководящую роль в ключевых направлениях играют наиболее компетентные и доказавшие свою эффективность управленцы. Такая консолидация лучших кадров региона на уровне профильных комиссий призвана обеспечить синергетический эффект и задать новые, более высокие стандарты управления для всех муниципалитетов ХМАО.
