Реформа МСУ и жесткая политика Котовой: причины и логика информационных атак против мэра Челябинска
Информационные атаки на главу города Челябинска Наталью Котову являются результатом скорее внутриэлитных противоречий, чем выражением реального недовольства жителей, и не наносят существенного ущерба имиджу мэра.
Примечательно, что «народные» претензии в Челябинске традиционно транслируются через одни и те же каналы и проявляются при продвижении законодательных инициатив, целью которых является ослабление влияния мэра города. Так, недавно в Челябинской области депутаты от партии «Справедливая Россия – За правду» внесли два законопроекта о возврате прямых выборов глав муниципалитетов. При этом интерес для депутатов представляли только вновь образованный Коркинский муниципальный округ и Челябинский городской округ. Заксобрание Челябинской области эти законопроекты отклонило.
Одним из каналов, транслирующим претензии жителей к Наталье Котовой, выступает сообщество «Горожане», модерируемое представителем движения «Челябинск, дыши!» Андреем Костенко и депутатом Центрального района Челябинска Еленой Вахтиной. Активность депутата Центрального района в защите интересов его жителей, с одной стороны понятна и логична, но с другой – Челябинск пока остается городом с внутригородским делением. Администрации районов и советы депутатов имеют отдельный бюджет, ряд собственных полномочий и разделяют ответственность за реализацию городской политики с мэрией города. Часть претензий, предъявляемых Котовой (например, касающихся капитального ремонта, проблем с системой ЖКХ, а также травмированием несовершеннолетних на детских площадках), – зона ответственности администрации внутригородских районов и советов депутатов. Акцент на неэффективности мэрии (минуя более низкий внутригородской уровень управления) скорее выглядит как элемент межуровневой борьбы.
Катализатором такого межуровневого противостояния стала реформа МСУ 2014 года, по результатам которой Челябинск был разделен на семь отдельных районов. Каждый из них является отдельным муниципальным образованием, имеет собственного главу и депутатов. Со временем реформа не только показала свою неэффективность (произошло разрастание бюрократического аппарата и размывание ответственности), но и стала причиной для серьезных рисков.
Появление новых относительно автономных центров в ходе реформы МСУ привело к затруднению принятия консолидированных общегородских решений. Диверсификация власти, наличие у разных структур собственных позиций привели к тому, что принятие и исполнение управленческих решений в Челябинске после 2014 года сопряжено со спорадическими столкновениями политических игроков, а также с формальными и неформальными конфликтами. Решение об отмене реформы МСУ (недавно принято гордумой) должно снизить количество горячих точек.
Серьезная причина периодических информационных атак на мэра Челябинска – жесткая политика Котовой в борьбе с нестационарными объектами, внедрением единого дизайн-кода для города, а также нецелевым использованием МУПов. Решение «ларечного вопроса» – важный фактор преображения Челябинска и отличительная особенность городской политики Котовой. При этом непростая борьба с нестационарными объектами (Котова принимала отдельные кадровые решения по чиновникам, способствующим восстановлению снесенных ларьков) свидетельствует: такие методы нравятся далеко не всем. Сопротивление со стороны некоторых групп вызвало и решение мэрии о внедрении единых правил, касающихся облика города на гостевых маршрутах.
Жесткая политика Котовой, поддержанная губернатором Алексеем Текслером, позволила серьезно преобразовать Челябинск за последние пять лет. В городе началась «зеленая революция», стартовала большая транспортная реформа. В фокусе внимания городских властей – благоустройство, общественные пространства, современный транспорт, социальная инфраструктура. В 2023 году Челябинск вошел в десятку лучших городов России по качеству городской среды (рейтинг Минстроя России).