Правительство Хакасии длительное время не реагировало должным образом на недоработки регоператора в сфере ТКО


Минприроды Хакасии инициировало процесс смены регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в двух территориальных зонах, которые в том числе включают города Абакан, Черногорск и Сорск.

Начнем с того, что пока решения о смене регоператора не видно. Да, есть приказы о начале процесса, но не будем фиксировать события до того, как они произойдут. Напомню, что летом текущего года основные политические лица преподносили процесс смены оператора как то, что будет реализовано в текущем году, но по факту этого еще не произошло.

Тем не менее решение оправдано тем, что деятельность мусорного оператора «Аэросити-2000» в Хакасии сопровождалась недовольством общества, возникновением социального напряжения и вхождением в обиход термина «мусорный коллапс». Можно сказать, правительство в лице отдельных чиновников длительное время не реагировало должным образом на недоработки регоператора, что в итоге вылилось фактически в провал реформы в республике.

Но самая главная проблема в том, что на сегодня сама по себе республиканская структура слабо подготовлена к успешной реализации мусорной реформы. Далеко не факт, что при смене оператора ситуация резко изменится. Есть сильные муниципальные образования, которые и до мусорной реформы эффективно справлялись с вывозом мусора, например Абакан. За 2018 год, когда вывозом занимались подрядчики от муниципалитета, жалоб было всего 17. В противовес этому можно взять 2023 год, когда зарегистрировано 1714 жалоб на работу «Аэросити-2000» (в 100 раз больше, чем в 2018-м). Но если Абакан, имеющий успешный опыт и относительно приемлемый бюджет, может справиться с этой задачей самостоятельно, то что будет с другими муниципальными образованиями — большой вопрос.

Вопросов в принципе очень много: логистика вывоза мусора, открытие нового полигона, сортировка, строительство мусороперерабатывающего завода. А вменяемых ответов нет. Не случилось бы так, что одно разрушится, а реализация другого затянется.

На самом деле это самая большая проблема Хакасии – отсутствие грамотного диалога с обществом и превалирование популистских заявлений над четкими управленческими программами действий. Надежда на конструктивную конкуренцию между законодательной и исполнительной властью пока не оправдывается, обе ветви, по ощущениям, стараются, как в пинг-понге, спихнуть ответственность за развитие республики на других.

Поэтому на вопрос, насколько это решение было подготовлено в плане поиска нового оператора по вывозу отходов, ответ простой: совершенно непонятно, как решать все указанные проблемы в масштабах целой республики, а это, в свою очередь, означает, что есть риск не улучшения положения, а диаметрально противоположного эффекта. Есть ощущение, что решение эмоциональное на сегодняшний день. Эмоциональное, неподготовленное – кто-то хочет остаться в кресле министра или зампреда. На горизонте нет очереди в Хакасию на роль регоператора, так как работа провалена: нет новых полигонов, нет эффективно работающей схемы вывоза ТКО, есть проблемы в районах. Новому оператору придется все начинать с начала, в том числе и пересмотр тарифа.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: