Подписи на московских выборах: задача реальна
За первую неделю приема документов окружными избирательными комиссиями в депутаты Мосгордумы выдвинулись 155 человек. При этом всем 155 кандидатам предстоит процедура сбора подписей: они идут либо в качестве самовыдвиженцев, либо выдвинуты непарламентскими партиями. Сейчас число кандидатов увеличилось, появились те, субъект выдвижения которых (в частности, КПРФ) освобождает кандидата от сбора подписей. При этом подавляющему большинству участников за период с 6 июня по 5 июля необходимо собрать в свою поддержку подписи избирателей в количестве 3% от числа избирателей округа.
Большое количество самовыдвиженцев – основная проблема проходящей избирательной кампании в Мосгордуму. Если ранее сбор подписей в основном был задачей, актуальной для непарламентской оппозиции, и сводился к мобилизации протестного электората, то теперь кандидаты, которых поддерживает власть, также собирают подписи. В логике оппозиции массовый сбор подписей, который ожидает Москву, — это непосредственное столкновение между самими сборщиками подписей в округе. И борьба между кандидатами уже на этом этапе. Актуальными становятся такие механизмы как внедрение «токсичных сборщиков» и кандидатов-спойлеров, что в нынешних обстоятельствах может снизить шансы кандидата на успешное преодоление этого этапа кампании.
Опыт непарламентской оппозиции свидетельствует о том, что сбор подписей при сложившейся конфигурации представляется задачей непростой, но реалистичной. Один из таких прецедентов — избирательная кампания Марии Бароновой в 2016 году: ей удалось собрать необходимые 15 тыс. подписей (3% от числа избирателей). Относительным успехом с точки зрения подписей можно считать и московскую кампанию, организованную Дмитрием Гудковым и Максимом Кацем в 2017 году.
В любом случае 3% от всех избирателей округа составляет до 5 тыс. подписей. В случае кандидата в депутаты Мосгордумы это не заградительный барьер, а свидетельство минимальной поддержки кандидата избирателями. К тому же кандидаты, которые сейчас идут в качестве самовыдвиженцев, а на прошлых выборах выдвигались от партии, явно осознают все риски такого решения и все же рассчитывают на положительный результат.
В условиях большого количества самовыдвиженцев смещаются акценты. Особую значимость приобретают два фактора. Во-первых, это технологическая подготовленность кампании каждого кандидата: предварительная подготовка, работа над первичной узнаваемостью, финансирование, возможность мобилизации больших групп избирателей. Второе — учет специфики округов. Как показала избирательная кампания 2017 года, сложный социальный состав Москвы отражается на электоральных предпочтениях округов.
Вообще же сбор подписей представляет сложность для тех, кто участвует в выборах в первый раз. Для известных кандидатов, которые уже ранее работали в округе, в том числе в качестве депутатов, – это дополнительная оценка их работы избирателями.