Переизбрание Ивана Ульянченко: ставропольский консенсус и преемственность курса
Процедура избрания главы Ставрополя, завершившаяся 17 июня 2025 года переизбранием Ивана Ульянченко, – значимый политико-управленческий кейс. Несмотря на отсутствие прямого голосования горожан, сам ход и итоги выборов демонстрируют действие комплекса факторов, существенно укрепляющих легитимность действующего мэра и свидетельствующих о высокой степени управляемости. Сложился элитный и общественный консенсус вокруг предложенного Ульянченко вектора развития Ставрополя. Процедура избрания, прошедшая в соответствии с регламентом и завершившаяся убедительной победой Ульянченко, может рассматриваться как модель эффективного взаимодействия различных уровней власти при сохранении конкуренции и публичности.
Ключевым механизмом, нивелирующим потенциальные вопросы о легитимности непрямых выборов, стала демонстративная конкурентность всего цикла отбора кандидатов. Заявки на высший муниципальный пост подали девять представителей различных политических сил, включая заметных деятелей оппозиции: вице-спикера Ставропольской городской думы Александра Куриленко (ЛДПР) и руководителя фракции КПРФ в гордуме Тамерлана Чершембеева. Само наличие такого широкого спектра претендентов, представляющих не только провластные, но и оппозиционные партии, уже на этапе регистрации придало процедуре необходимую публичность и состязательность. Отсутствие скандалов, связанных с дисквалификацией или давлением на кандидатов от оппозиции, стало важным сигналом о соблюдении правил игры. Допуск к финальному голосованию в думе двух кандидатов: самого Ивана Ульянченко и заместителя председателя гордумы Николая Щипачева (СР) – подтвердил, что конкурс не был формальностью, а предоставил депутатам реальную альтернативу после оценки программ.
На фоне периодически возникающих в других регионах скандалов, связанных с переносом выборов мэров, отменами результатов или острыми конфликтами вокруг процедур, стабильность и предсказуемость выборного цикла в Ставрополе стали самостоятельным позитивным фактором. Объявленный в апреле 2025 года конкурс по отбору кандидатур был проведен в соответствии с заявленным планом и графиком. Все ключевые этапы уложились в сжатые, но четко обозначенные сроки: в течение одного дня, 17 июня, конкурсная комиссия провела личные собеседования со всеми допущенными кандидатами, а депутаты городской думы, заслушав презентации программ финалистов, провели тайное голосование. Такой отлаженный и транспарентный механизм исключил основания для процедурных споров и потенциальных кризисов, которые могли бы негативно отразиться не только на репутации городских властей, но и на стабильности в крае в целом.
Победа Ивана Ульянченко с подавляющим преимуществом (27 голосов «за» при 1 «против») в тайном голосовании думы является не только итогом выборов, но и индикатором реальной консолидации как на уровне городской элиты, так и во взаимодействии с региональным руководством. Состав конкурсной комиссии, в которой три из шести членов были назначены губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым, однозначно свидетельствовал о поддержке кандидатуры Ульянченко на краевом уровне. Результат же голосования в думе указывает на широкий консенсус в депутатском корпусе, представляющем различные интересы и группы. Практически единогласная поддержка действующего мэра городским парламентом демонстрирует не только высокий уровень управляемости, но и признание эффективности его работы со стороны ключевых городских акторов.
Тем не менее прежде всего переизбрание Ивана Ульянченко логично интерпретировать как поддержку депутатами и региональными властями выбранного им курса городского развития, реализуемого на протяжении предыдущих пяти лет. Символично, что итоги этой работы были подведены самим мэром в день старта конкурса, 25 апреля 2025 года. Его программа на новый срок закономерно представляет собой развитие и углубление уже заданных приоритетов, подтвержденных конкретными экономическими и социальными результатами. Рост бюджетных доходов, инвестиций, числа СМП, туристической привлекательности и качества городской среды стали весомыми аргументами для депутатов и краевого руководства в пользу преемственности.