От согласованного митинга к стихийному протесту: сценарии развития ситуации в Приморье
Митинг жителей против повышения утильсбора, прошедший на днях во Владивостоке, эксперты оценивают как опасный прецедент с непредсказуемыми перспективами. Хотя прошедшая 11 октября акция контролировалась местными властями, а количество участников (несколько сотен человек) было относительно невелико, в дальнейшем протест может масштабироваться и стать стихийным. Главный очевидный вопрос — не станет ли Дальний Восток «горячей точкой» и проблемой для Москвы вновь. Это обострение может катализировать значимые политические процессы как в Приморье, так и на федеральном уровне.
В прошедшую субботу во Владивостоке прошел митинг против запланированного повышения ставок утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Вопрос для жителей региона оказался крайне болезненным: именно здесь активно развивается бизнес на ввозе и перепродаже иномарок, жители пользуются в основном подержанными японскими автомобилями с правым рулем. Общественное возмущение было прогнозируемо.
Относительно небольшой митинг стал заметной федеральной новостью. Во-первых, это одна из немногих массовых акций за последнее время (громче была, пожалуй, только на Алтае в июне против реформы МСУ). А во-вторых, она напомнила дальневосточные события 2020 года, когда после ареста экс-губернатора Сергея Фургала (отбывает срок в колонии строгого режима) «вспыхнул» Хабаровский край. На митинги несколько месяцев выходили сотни жителей в разных городах региона, и это вызвало серьезную тревогу в Москве.
Конечно, согласованная акция во Владивостоке была не столь опасной для власти. Митинг контролировался, а организаторы учли все условия властей. Прежде всего активисты явно стремились не политизировать акцию. При таких максимально безопасных условиях местная власть согласовала акцию со второго раза. Это позволило экспертам допустить, что в ней была заинтересована как краевая, так и федеральная власть. Региональная власть определённо дала сигнал финансово-экономическому блоку правительства о том, что его директивы грозят большими проблемами, за негативные последствия которых она не готов нести единоличную ответственность. А федеральные бенефициары получили возможность корректировать действия автора инициативы, Минпромторга. И приморский протест уже отчасти смог повлиять на ситуацию: новые правила расчета утильсбора предложено перенести на 1 декабря (ранее планировали с 1 ноября).
Таким образом, конфликтный фактор отсрочен, но не исчез, а значит, общественное недовольство по-прежнему актуально. Вопрос — сможет ли оно радикализироваться или трансформируется в пассивный протест. И то, и другое станет существенной угрозой для власти.
Предпосылки для радикального сценария очевидны — даже несмотря на первичную лояльность активистов. Она может быть ситуативной, обусловленной позитивными ожиданиями. Однако резкий рост тарифа — вопреки заявленному мирному протесту — вероятно, станет настоящим разочарованием для жителей и поводом увидеть в Москве не патронирующего лидера, а отстранённого контролера. При этом автомобильные активисты уже заявили, что борьба за «справедливый» тариф будет продолжена.
Еще одной интригой остается присоединение к протесту Хабаровского края, ситуация в котором относительно стабильна, и других регионов. Приморские организаторы сообщили, что жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре участвовали в митинге, даже прилетели на него специально. При этом активисты съехались со всего Приморья: из Уссурийска, Артёма, Находки, Надеждинска и других городов. В тот же день Владивосток поддержал Новосибирск, где также прошел митинг против тарифа, хотя и еще менее заметный. При этом нигде акция не имела авторитетных и ресурсных лидеров. Из политиков протестующих поддержали лишь несколько региональных депутатов, исключенных из КПРФ: Александр Сустов, Леонид Васюкевич и потерявший мандат Геннадий Шульга (он один из организаторов). С одной стороны, они не могут опереться на ресурс партии, но с другой — независимы и от ее обязательств и ограничений. Поэтому они вполне могут поднять новую протестную волну, став ее неформальными лидерами. А если протест усилится, то он привлечет внимание и других оппозиционеров, в том числе федеральных.
Если приморский протест пойдет по хабаровскому сценарию, стоит ожидать политических перемен в регионе. Избирательная кампания-2026 с выборами депутатов Заксобрания и Госдумы в регионе явно будет непростой для власти. Актуализировались и кадровые прогнозы. Так, губернатор Приморского края Олег Кожемяко при некоторых условиях может стать полпредом президента в ДФО. Потеря контроля над протестом может стать реальной угрозой его карьерным амбициям. А также повлиять на его непростые отношения с действующим полпредом в ДФО Юрием Трутневым. Не исключено, что недовольство населения станет фактором карьерной борьбы и будет использовано различными игроками.