Освобождение бедных россиян от НДФЛ: а кто будет компенсировать регбюджетам выпадающие доходы?


В самой идее прогрессивной шкалы НДФЛ и повышения налогов для действительно богатой части населения я не вижу ничего отрицательного, но необходима более тонкая и дифференцированная настройка системы налогообложения. При таком подходе стоит учитывать некоторые детали. Сейчас предлагается вывести из-под НДФЛ зарплаты до 17 тысяч рублей, но не стоит забывать, что люди, которые их получают, очень разные. Если это единственный источник дохода, то такая инициатива с социальной точки зрения вполне объяснима. Но если у человека, кроме 17 тысяч рублей зарплаты, есть другие источники дохода, то это уже другой вопрос. Например, работающие пенсионеры, пенсия которых может быть заметно выше среднестатистической по стране. Кто-то может сдавать квартиру, а кто-то – получать доходы от вкладов или финансовых активов. Тут уже не прослеживается особой социальной справедливости. Поэтому если уж применять такой подход, то стоит учитывать все источники дохода. И если предоставлять налоговую льготу, то делать это в целом по итогам финансового года. Возможно, стоит предусмотреть и какой-то промежуточный вариант, ведь вполне очевидно, что у большинства пенсионеров в нашей стране пенсии сравнительные небольшие.

Кроме того, есть еще один очень важный момент, о котором коллеги уже говорили: кто будет компенсировать региональным бюджетам выпадающие доходы? Я не уверен, что федеральный бюджет захочет взять на содержание регионы. Здесь вопрос в том, сколько богатых в этом регионе и способна ли повышенная прогрессивная шкала НДФЛ выровнять потери.

Немаловажную роль в истории прогрессивной шкалы налогообложения играет психологический аспект. Страны, где она применяется и воспринимается адекватно (те же США и ЕС), прошли длительный путь развития рыночных отношений. В России он пока не такой богатый. Прогрессивная шкала применялась у нас в 1990-е и в начале 2000-х. Но в условиях высокого уровня «теневизации» российской экономики (да, сейчас она снизилась, но все же остается на «должном» уровне) люди просто уходили в тень, активно процветала обналичка. Именно тогда было принято решение установить единую, достаточно, кстати, низкую ставку в 13%, и собираемость НДФЛ заметно выросла. Прогрессивная шкала и у нас может действовать вполне успешно, но для этого должно пройти определенное время, причем в условиях экономической стабильности. А у нас был сначала 1998-й, потом 2008-й, потом постсанкционный период.

Инициатива отменить транспортный налог и увеличить акцизы с социальной точки зрения выглядит вполне логично: больше платит тот, кто больше ездит и, соответственно, загрязняет атмосферу. Но остаются вопросы: компенсируют ли увеличенные акцизы выпадающие доходы после отмены транспортного налога, не окажутся ли потери бюджета от отмены налога больше, чем доходы с увеличенных активов? Особенно в условиях того, что происходит, например, в Москве с платными парковками.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: