Новая стратегия предполагает большие реформы для общественного транспорта


Транспорт вступает в эпоху цифровизации, и в Транспортной стратегии развития до 2030 года этот процесс отражен очень детально и подробно. Он касается абсолютно всех участников – от крупнейших перевозочных компаний до пассажиров общественного транспорта, такси и каршеринга. Это все виды транспорта и профильной деятельности, от морских портов до городских перекрестков, в совершенно новой – цифровой – упаковке.

Второй важный пункт стратегии касается понятия опорной транспортной сети, которого ранее в документах не было. Применительно к автомобильным дорогам это дороги федерального значения и наиболее востребованные по трафикам грузовой работы части субфедеральной сети, то есть региональных и местных дорог. В стратегии прописан типовой подход, как все устроено и финансируется, как приводится в нормативное состояние. То же самое относится и к опорным сетям других видов транспорта.

В стратегии красной нитью проходит такое понятие, как «транспортный баланс», – любопытное значение, связанное с управлением гигантской системой в увязке с макроэкономическими параметрами, развитием региона и так далее.

В новой стратегии есть вполне содержательные позиции даже для непрофессионального читателя. Например, целевые индикаторы, связанные с межрегиональной доступностью, которые позволят узнавать, сколько времени займет та или иная поездка или перевозка. В стратегии прописаны важные пункты о вхождении России в международные транспортные коридоры, развитии внутренних водных путей, Северного морского пути. Проще говоря, это концептуальный документ, который, естественно, будет реализовываться в рамках возможного. Первый пункт предусмотрен для реализации в ближайшие два года в рамках очередного трехлетнего бюджета.

При этом разговор о платных и бесплатных магистралях очень быстро уйдет в прошлое. Во всем мире дороги, которые по традиции считаются бесплатными, не такие уж бесплатные. В большинстве стран они финансируются за счет дорожных фондов, которые формируются от налогов в цене нефтяного топлива – бензина, солярки. При это во всем мире происходит интересная вещь. Во-первых, традиционные автомобили становятся гораздо более экономичными, а во-вторых, на смену традиционному топливу приходят газ, электричество, а в перспективе и водород. Уже сегодня есть несколько регионов, где стоит конкретная программа перевода на газомоторное топливо, например, всего грузового и коммунального парка. В итоге традиционные дорожные фонды теряют свой потенциал ураганными темпами. Не только в России – так происходит во всем мире, это неизбежно.

Поэтому в перспективе ожидается тотальный переход всех стран на принципиально другую систему платежей за пользование дорогами и, соответственно, финансирования дорожного хозяйства. Этот вопрос является сейчас предметом очень серьезного обсуждения. Но наиболее вероятным вариантом считается оплата дорог по аналогии с оплатой электричества – с помощью цифровых технологий. Благодаря той самой цифровизации, которая подробно прописана в стратегии, каждый километр нашего пробега будет фиксироваться. Вся IT-оболочка для этого уже создана и в России, и в мире. В итоге мы будем платить за каждый километр пробега не косвенно – через бензин, как сейчас, а напрямую по дифференцируемой ставке. Условно говоря, проезд по Бульварному кольцу обойдется дороже, а по проселочной дороге – дешевле. В час пик будем платить больше, в другое время – меньше. На крохотном смарткаре – копейку, а на 20-тонной фуре – уже условный рубль. На такую систему рано или поздно перейдет весь мир. Все разговоры о платных дорогах потеряют актуальность.

Для общественного транспорта предусмотрены очень большие реформы. Участники вчерашнего обсуждения активно говорили, что нужно разрабатывать даже отдельный нацпроект. Не думаю, что до него дойдет, скорее, все будет реализовано в рамках уже действующих нацпроектов. В любом случае внимание к общественному транспорту резко увеличивается, его ждут большие и позитивные реформы. Причем далеко не для всех это перспектива 2035 года: в некоторых городах это будет реализовано завтра, а где-то реализуется уже сегодня. Жителям необязательно знать, какой общественный транспорт есть в городе, поскольку у него единый билет на любой вид. Пассажира не касается, какой перевозчик его везет, в городе их может быть несколько. Маршрутная сеть устроена с выделением магистральных и подвозящих маршрутов, а в тарифе зашита возможность пересадки, чтобы второй раз не платить. При этом за процессом наблюдает эффективная IT-система. Такая реформа фактически уже реализована в Москве, Казани, из небольших городов – в Твери. К этому придет абсолютное большинство регонов страны. Да, это записано в стратегии, но это уже не размышления о будущем, а реальность сегодняшнего дня. Я всем предлагаю съездить в Тверь и посмотреть, что у них было и что стало. Не самый богатый и процветающий город, но они провели очень разумную реформу общественного транспорта — и система работает.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: