Народная программа «Единой России» – это обратная связь и мобилизация сторонников
Программное позиционирование – один из аспектов стратегического имиджа как партии, так и ее кандидатов. Как показывают социологические исследования, внимание к программе современных российских партий у среднестатистического избирателя находится далеко не на первом месте. Это обусловлено, с одной стороны, общим снижением интереса (усталостью) к самому институту политических партий на современном этапе, с другой – спецификой отечественной политической культуры, где партии воспринимаются опосредованно через имидж их лидеров, стиль, эмоциональный образ кандидатов. Поэтому программа как концептуальный и рациональный продукт в меньшей степени влияет на электоральные установки массового российского избирателя и определяет мотивацию голосования.
Исторически сложилось так, что не партии, а во многом персоналии (политики, лидеры общественного мнения) и группы интересов (клиентелы) являются основными субъектами российского политического электорального процесса. В этой связи я не стал бы переоценивать возможную активность участия избирателей в публичном обсуждении партийной программы «Единой России».
Тем не менее анонсированное вовлечение жителей регионов в широкую общественную дискуссию по содержанию партийной программы «Единой России» на нескольких площадках одновременно – это грамотная предвыборная технология, которая имеет несколько позитивных моментов.
- Получение обратной связи от населения регионов и учет мнения по программе – это эффективный инструмент по информированию избирателей о социальных инициативах партии и власти в целом.
- Обсуждение программы – это привлекательный пролонгированный информационный повод на протяжении всей избирательной кампании, который используется в медийной повестке.
- Обсуждение программы и организованная процедура общественной дискуссии – действенная технология мобилизации своих сторонников.
- В сознании избирателей программа партии власти в любом случае воспринимается как набор прагматичных идей, подкрепленных административными возможностями, которые могут быть реализованы на практике. И это существенное отличие партии власти от других партийных оппонентов, поскольку последние могут сколь угодно демонстрировать программную линию и свои инициативы, но есть понимание, что они, скорее всего, останутся выборными обещаниями. Важен уровень актуализации: если программа не будет абстрактной и скучной, а будет отражать и учитывать насущные интересы и проблемы людей на их территории, покажет краткосрочные алгоритмы решения, создаст «позитивный образ ближайшего будущего», то это может импонировать избирателю.
На мой взгляд, наиболее успешными в плане реализации общественного обсуждения партийной программы ЕР могут быть регионы, где у партии высокий рейтинг электоральной поддержки, а во главе региона стоит популярный у населения губернатор (в том числе член партии).