Модель финансовых взаимоотношений Федерации и регионов приобретает новые контуры


Регионы в 2023 году могут получить новый механизм для получения заимствований из федерального бюджета – специальные казначейские кредиты из временно свободных средств казначейства. Такие кредиты будут выдаваться на срок до 15 лет под 3% годовых. Регионы смогут тратить их на инфраструктуру сверх лимитов бюджетных обязательств, пишет «Коммерсантъ».

Мне кажется, что в последнее время уже сложилась некоторая путаница в бюджетных кредитах, которые идут из федеральной казны в регионы. В соответствии с инициативой президента, высказанной в апреле 2021 года, был введен механизм инфраструктурных бюджетных кредитов. Предполагалось, что их объем на 2022 год составит 1 трлн рублей, но в итоге дошли до 1,125 трлн рублей, и не очень понятно, какая же сумма была по итогам года доведена до субъектов Федерации.

Мы видим, что, помимо этих инфраструктурных бюджетных кредитов, происходил рост традиционной формы бюджетных кредитов, которые шли из федеральной казны первоначально на ликвидацию кассовых разрывов, на другие неотложные нужды, которые возникали в субъектах РФ, по ставке 0,1%, в том числе предусматривались кредиты из казначейства на текущие нужды в рамках одного финансового года именно для ликвидации кассовых разрывов. Объем бюджетных кредитов в структуре государственного долга за 2022 год резко вырос, их объем увеличился почти в 1,5 раза.

Поскольку в структуре финансовой отчетности, которая размещается ежемесячно Минфином РФ, мы не можем выделить собственно инфраструктурные объекты, сложно сказать, какие это объемы. Кроме того, были предприняты действия по введению отсрочки по платежам по данным бюджетным кредитам и сформулирован механизм их досрочного списания или погашения.

Слово «списание» впервые стало использоваться в практике долговой политики федерального правительства, поскольку был введен механизм реального списания этих бюджетных кредитов в случае, если регионы по определенной процедуре доказывали возникновение новой налогооблагаемой базы в субъекте Федерации, которая генерировала бы поступление доходов как в федеральный, так и в региональный бюджет.

В этой связи перспективы дальнейшего существования бюджетных кредитов определяется тем, что само тело долга, который возник у регионов перед Федерацией, уже достаточно большое, как никогда, и его дальнейшее наращивание будет вызывать вопросы к самой конструкции сложившейся финансовой системы. Как могло так случиться, что практически все субъекты РФ, выполняя свои расходные обязательства, остаются должны Федерации и почему этот долг только растет, а не снижается? Это первое. А второе – в связи с техническими изменениями в системе налогообложения, в частности с введением с 2023 года единого налогового платежа и фактической централизацией остатков по налогам, которые поступают и в региональные бюджеты, мы понимаем, что возможностей для осуществления бюджетного маневра у регионов остается меньше, чем в предыдущие периоды. Поэтому возможность пользоваться краткосрочными казначейскими кредитами для них крайне актуальна.

В этой связи были проведены дополнительные действия по авансированию федерального казначейства в части возможности предоставления именно краткосрочных бюджетных кредитов регионам. По крайней мере, заявленный объем такого краткосрочного бюджетного кредитования на первый квартал текущего года обозначался в размере почти 300 млрд рублей.

Какие другие инструменты сейчас в рамках изменения системы бюджетного кредитования обсуждаются и будут внедрены, сказать сложно, потому что в системе уже используются различные инструменты, которые не всегда укладываются в какую-то единую логику долговой политики, проводимой внутри страны.

Модель финансовых взаимоотношений Федерации и субъектов приобретает новые контуры, когда бюджетные кредиты, являющиеся формально возвратными и возмездными, становятся безвозмездными, так как предоставляются по ставкам, которые значительно ниже уровня инфляции, и могут оказаться невозвратными в случае соблюдения определенных процедур. Здесь можно сказать, что уже существует целый ряд инициатив, выраженных и со стороны субъектов РФ, по возможностям дальнейшего развития ситуации. Одна из таких инициатив была озвучена в декабре челябинским губернатором Текслером на заседании комиссии Госсовета по экономике и финансам, которую он возглавляет. Он предложил пойти на расширение инструментов списания объема бюджетных кредитов на сумму оказания шефской помощи со стороны субъектов Федерации новым территориям или поддержки мобилизованных. Эта инициатива может быть расширена и по другим направлениям.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: