Льготная ипотека не делает жилье в регионах доступнее – жилищная политика должна быть диверсифицированной
Правительство РФ рассматривает возможность введения дифференцированной ставки по льготной ипотеке в зависимости от региона и количества детей.
Жилья у нас строится много, но не всем оно доступно. Между тем его наличие – один из ключевых вопросов для семей, планирующих рождение детей. Мы ведь говорим, что нужно стимулировать рождаемость. Депутаты и сенаторы предлагают разные подходы, в том числе введение льготных ипотечных ставок, дифференцированных в зависимости от региона и количества детей. Эта идея обсуждается давно, есть похожая региональная практика, когда семьям при рождении детей частично списывают кредиты.
Думаю, что введение дифференцированных ставок по ипотеке сыграет определенную роль в стимулировании рождаемости, но нужно обращать внимание еще и на стоимость квадратного метра, которая не падает. Значительное количество семей не может приобрести жилье даже в ипотеку. Поэтому нужно диверсифицировать жилищную политику, предлагая иные способы решения вопроса. Во всем мире распространено наемное жилье, которого у нас катастрофически не хватает. В скандинавских странах есть практика субсидирования арендной платы нанимателям такого жилья в зависимости от уровня доходов, что помогает решить жилищный вопрос.
У нас об этом тоже говорят, но что-то не складывается. Сначала ипотека бурно развивалась и все скупали квартиры, а сейчас ключевая ставка стала высокой. Хотя в России аренда тоже точечно развивается, например на Дальнем Востоке, в Воронеже, Санкт-Петербурге есть такие дома и регионы субсидируют наем, но это скорее эксперименты, а не массовая тенденция.
Можно вспомнить практику жилищных кооперативов. Данный инструмент мог бы развиваться, если бы участниками кооперативов можно было признать предприятия как заказчиков. Если они будут строить социальное жилье на основе государственно-частного партнерства, это тоже сильно ускорит процесс. Можно давать таким предприятиям налоговые льготы. Поскольку в кооперативе исключается прибыль застройщика, минимизируются расходы, можно строить дешевле, но для этого нужно вносить изменения в законодательство.
Кроме того, в европейских странах эффективно используется частный жилой фонд. Например, в Дании, если в квартире никто не живет, не зарегистрирован, за нее нужно платить большой налог. Исключение составляют собственники, которые сдают жилье на условиях, установленных государством (длительный период аренды, уровень оплаты). Средства, которые у нас тратятся на поддержку льготной ипотеки, могли бы пойти на субсидирование арендного жилья, что было бы более эффективно.
Наем жилья можно целенаправленно субсидировать в малых городах, но одних квадратных метров для того, чтобы люди жили там, недостаточно. Нужно обеспечить качественное медицинское обслуживание, образование, иначе население при любых условиях станет уезжать.