Ленский мост: приоритет федерального центра и риски финансирования
В Якутии вновь готовятся возобновить проблемный проект – мост через Лену. Очередное начало работ запланировано на февраль. Импульс для реанимации строительства дал президент, заявив о его необходимости. Затем о гарантиях упомянул вице-премьер Марат Хуснуллин, добавив на днях, что вопрос уже проработан. Однако инсайдеры, детально проанализировав проект, пришли к выводу: власть при его реализации столкнется с еще большими проблемами, чем ранее. Так, средств регионального бюджета, выделенных на проект, вероятно, будет недостаточно. Не захочет увеличить свои расходы и инвестор. Все это вполне может привести к новому финансовому тупику.
Проект не могут реализовать уже более 17 лет (с 2006 года) из-за финансовых и организационных проблем. Последняя концессия распалась в 2020 году. Однако летом прошлого года мост попал в центр внимания президента: Владимир Путин заявил, что объект будут строить. В ноябре глава государства вновь отметил ключевую роль Ленского моста в развитии логистических связей с Востоком. Таким образом, долгострой получил новый реальный шанс.
С тех пор новости о мосте постоянно появляются в медиа. 17 января Марат Хуснуллин заверил президента, что все решения по проекту приняты. К работам должны приступить в ближайшее время – в феврале, после экстремальных морозов. В этом году планируется обустроить технологический мост и сухой док для материалов. Общая стоимость проекта выросла до 130 млрд рублей (в 2020 году – 83,4 млрд рублей).
Казалось бы, теперь, при таком внимании и покровительстве, проект лишен рисков. Однако якутские эксперты оценивают его без оптимизма. Главная проблема – финансирование. Согласно утвержденному плану, оно должно идти из трех источников: федеральный бюджет, региональный и деньги инвестора. По предварительным оценкам, федеральный центр берет на себя примерно 50% (летом РБК сообщал о 65 млрд рублей). Осенью 2023 года министр транспорта Виталий Савельев настаивал лишь на 33%. Оставшуюся сумму предлагалось разделить между региональным бюджетом и застройщиком. Если Москва возьмет на себя 50%, то регион и бизнес должны привлечь 20% и 30% соответственно. И именно этот вопрос может обернуться серьезной проблемой для властей Якутии. В якутском бюджете может просто не найтись столь значительной суммы. Региону нужно будет изыскать не менее 26 млрд рублей. Единственная возможность для региональных властей это сделать – заимствования.
Очевидно, что руководству региона (как и федеральным властям) выгоднее, чтобы значительную часть расходов взял на себя инвестор. Пока им остается ранее привлеченная группа «ВИС». Ее финансовые обязательства по проекту могут достигать почти 40 млрд рублей (ранее компания заявляла о готовности инвестировать 20 млрд). Федеральный центр заявляет о готовности приложить усилия для того, чтобы инвестор заплатил больше. Однако и бизнесу дополнительные расходы не нужны. Изыскать средства он может только с помощью кредитов. Для этого компании нужны гарантии от федерального правительства о том, что расходы, связанные с проектом, будут компенсированы из бюджета.
Очевидный проблемный фактор – сам инвестор. ВИС, хотя и ведет проект долгие годы, в последнее время переживает серьезные трудности. Так, в начале года СМИ сообщили, о том, что инвестор фактически провалил проект четвертого платного моста в Новосибирске, который стал долгостроем из-за постоянных переносов сроков сдачи. В Якутии компания отличилась существенным превышением цены возводимых социальных объектов (с 7,5 млрд, исходя из ГЧП, принятого в 2015 году, до почти 15 млрд по итогам сдачи в 2018 году), сообщил инсайдер. Таким образом, надежность партнера и его обязательств уже не очевидны. Сам масштабный проект в любом случае станет главным вызовом для региона в 2024 году.