Ленский мост как фактор потенциального конфликта: как повлияет на якутскую политику возобновление масштабного проекта


Вокруг одного из масштабных долгостроев страны, Ленского моста, начинается ресурсный передел. С этим, по мнению инсайдеров, может быть связано назначение нового главы правительства Якутии Кирилла Бычкова. Чиновник, близкий к влиятельной группе Ротенбергов, может реанимировать затянувшуюся стройку. С его помощью федеральная бизнес-группа может укрепиться в регионе, традиционно входящем в сферу интересов корпорации «Ростех». При этом группы влияния могут начать жестко конкурировать и окажут влияние на обновление власти в регионе. Роль главы республики Николаева будет в этом случае скорее пассивной, выжидательной.

Главным поствыборным политическим событием в Якутии стала смена премьера: ушел Андрей Тарасенко. Экс-и. о. губернатора Приморского края прославился провальными выборами в 2018 году: он проиграл в двух турах. Его последующее назначение в якутское правительство в 2020 году – навязанное отягощение для главы региона Айсена Николаева. Тарасенко не был близок ни главе, ни региональной элите, однако относительно спокойно проработал три года. На смену Тарасенко пришел «молодой технократ» Кирилл Бычков. В якутском правительстве с 2020 года он был первым зампредом правительства (с 2018 просто зампредом). Бычков курировал экономику – в том числе проблемный проект моста через Лену. Ранее чиновник работал в Московской области (главой Корпорации развития региона).

Бычков – проводник интересов федеральной власти и крупного бизнеса в регионе. Сразу после назначения против него началась массированная медиаатака. Чиновнику приписывают связь с офшорами, радикальными украинскими политиками и чрезмерное обогащение. Очевидно, что новый управленец уже концентрирует вокруг себя недовольство и имеет сформировавшийся круг недоброжелателей. Преимуществом Бычкова эксперты считают его влиятельных кураторов.

Ранее нескольких федеральных игроков связывал мегапроект – строительство моста через реку Лену (изначальная стоимость 83,4 млрд рублей). Мост не могут построить уже 17 лет (с 2006 года) – это самый масштабный долгострой в России. В последние годы его пытаются реанимировать. Так, в феврале 2020 года была заключена знаковая концессия между «Ростехом» (присутствовал Чемезов), группой «ВИС» (Игорь Снегуров) и правительством Якутии о проектировании и строительстве моста. Позже к ним присоединится Сбербанк.
Именно компанию «ВИС» федеральные медиа считают близкой к группе Ротенбергов. По данным инсайдеров, «ВИС» активно работает в регионе – и зашла она на строительный рынок именно с назначением Бычкова несколько лет назад.

По мосту же консорциум распался. Летом 2023 года из соглашения вышел «Ростех» – чтобы «сосредоточить свои усилия на других задачах». Без столь важного участника проект оказался под угрозой. Однако осенью строительство моста вновь получило поддержку президента. Региональная власть была вынуждена активизироваться и начала искать дополнительное финансирование строительства. Вскоре стало известно о назначении Бычкова, главная задача которого – реализация проекта.

Таким образом, «ВИС» на сегодня – главный реальный подрядчик строительства моста. Большая стройка может помочь федеральным патронам компании, группе Ротенбергов, усилиться в регионе. Начинается активное взаимодействие двух крупных групп влияния и распределение ресурсов между ними. Предсказуемо возникновение напряжения – в случае, если сложившуюся конфигурацию главе Якутии Николаеву придется менять.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: