Коридор «Север – Юг» и острые региональные проблемы: что обсудили Путин и Бабушкин


Встреча президента РФ Владимира Путина с губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным была абсолютно деловой, что вполне объяснимо. Глава государства не может сейчас тратить время на формальные отчеты. Официально больше говорилось о развитии области, но вполне очевидно, что далеко не все попало в кадр. Судя по всему, основными стали все-таки вопросы, связанные с транспортным коридором «Север – Юг», который сейчас становится крайне важным, а возможно, и ключевым, учитывая расширение отношений с Ираном. Тем более что встреча с астраханским губернатором прошла сразу после визита Владимира Путина в Тегеран.

Между тем даже в протокольную съемку попало обсуждение региональных проблем, которые стоят далеко не первый год. Последние три года и вовсе идет явная деградация социальной сферы, инфраструктуры. Катастрофическая ситуация за это время сложилась в дорожном строительстве. Сейчас ускоренными темпами пытаются хоть как-то поправить положение: в областном центре дорожное покрытие за три года было просто уничтожено. Здесь яма, дожди, стока нет – зимой все замерзает, вода разрушает асфальт через микротрещины, каждую весну необходимо все перекладывать. Но последние три года ничего не делалось. Снова начали каждый день отключать электроэнергию, о чем жители уже успели забыть. Все это связано с общей деградацией инфраструктуры.

К сожалению, Сергей Морозов был совершенно случайной фигурой на посту губернатора. Потом нынешний глава региона Игорь Бабушкин два года не мог сформировать правительство. Фактически более-менее устойчивое правительство появилось только около года назад. В регионе остро стоит проблема с кадрами: за последние годы многие просто уехали. Люди начали уезжать еще при Жилкине, но после его ухода ощущается колоссальный отток перспективной молодежи. Пока этот процесс не остановился.

Одну из актуальных проблем региона – расселение ветхого жилья, о чем тоже говорилось на встрече с президентом, – решить вполне реально. При условии, что будут деньги. На мой взгляд, решить проблему при достаточных вложениях можно в течение 7–10 лет. Все зависит от вложений и успешности их реализации: вложить можно много, но результат можно получить очень разный. Хотя, конечно, ситуация с ветхим жильем не так проста, как кажется. Астрахань – исторический город. В прошлом году областное правительство инициировало возмутительную кампанию по сносу исторических зданий в центре. Чиновники быстро начали говорить, что совсем не это имели в виду, а только хотели сохранить историческое наследие. Тем не менее в списки аварийных домов неожиданно для многих попало огромное количество добротных старых особняков, из которых никто не хотел переселяться.

В городе есть две категории старого жилого фонда: добротные дома, которые простоят дольше, чем новые высотки, и развалюхи, в которых действительно невозможно жить. При этом в центре города практически нет канализации. Строить ее невозможно, потому что по центру проходит старая деревянная канализация, то есть деревянные трубы большого диаметра.

Вероятно, в ближайшее время все-таки должны увеличиться вложения в инфраструктуру региона, поскольку строить нужно действительно много. Транспортный коридор «Север – Юг» пока больше существует на бумаге. Водные пути тоже очень сильно деградировали с советских времен. Тогда на всем протяжении канала непрерывно работали земснаряды и драги. Углубление велось каждый день, глубина действительно была 5 м и чуть более. Сейчас она менее 4 метров. Суда стали садиться на мель чуть ли не каждую неделю. Судовладельцы жалуются, что им приходится вместо 5 тысяч тонн грузить 3 тысячи, поскольку торговые суда с полной осадкой не могут пройти через канал.

По сухопутному сообщению прорывом стала автодорога от Астрахани до Кизляра, которую начали строить еще при Жилкине. До этого там была просто пустыня. Теперь по пустыне проложена очень приличная (по нашим меркам) дорога. Но как только она доходит до Лимана, то упирается в обычные внутриобластные дороги. И от Лимана до Астрахани нормальной трассы нет, как и от Астрахани до Волгограда. Имеющуюся дорогу пытаются ремонтировать, но она как была однополосной, так и осталась. Если на нее пойдут большегрузы, то они попадут в игольное ушко. По сути, вся Астраханская область – от Лимана и практически до Волгограда – это игольное ушко. И сам Волгоград тоже. Нормальный автобан есть только севернее Волгограда – на Москву. А объездной дороги вокруг Волгограда не существует – только фрагменты.

Кроме того, в рамках транспортного коридора есть немало других проблем (например, с той же пропускной способностью на погранпереходах). Но, конечно, очевидно, что сейчас пойдут серьезные вложения в решение приоритетных задач.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: