Конституционная революция в Якутии: почему стремление Николаева получить контроль над алмазами и самоуправлением встречает жесткое сопротивление


В Якутии ожидаются масштабные политические перемены, которые могут стать причиной конфликтов в ближайшие годы. Основания для такого прогноза дают поправки в республиканскую Конституцию, слушание которых уже вызвало публичный скандал. Несмотря на сохранение двухуровневой системы власти, с высокой вероятностью предстоит отмена «низового» уровня выборов. Обновленная Конституция позволяет сделать это, существенно расширяя полномочия главы региона Айсена Николаева.

Новые беспрецедентные возможности, которые должен получить глава республики, стали предметом тревоги и острой критики общественности. Речь, в частности, об уникальном праве реализовывать запасы драгкамней и металлов из Госхранилища Якутии.

В публичном поле Якутии обсуждаются сразу несколько громких скандалов. В начале октября в фокусе внимания вновь оказался проблемный якутский долгострой — Ленский мост. За него чиновники получили публичное обвинение в коррупции от депутата Госдумы и экс-мэра Якутска Сарданы Авксентьевой. Корректировать негативный фон был вынужден полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, который посетил Якутск 7 октября и дал гарантии продолжения строительства.

Дискуссия вокруг объекта стоимостью 175 миллиардов рублей (начальная смета выросла почти в три раза), продолжается. Его финансирование (как и судьба) по-прежнему вызывает вопросы. Сверхдорогой и в значительной степени мифический проект превратился в фактор раздражения и тревоги для общественности, поскольку должен «оттянуть» дефицитные средства из других бюджетных сфер региона.

Затмить «мостовой» скандал смог еще более громкий — вокруг поправок в республиканскую Конституцию. Публичные слушания по этому вопросу 10 октября стали резонансной акцией с громкими политическими заявлениями. Они показали, что население региона сохраняет политическую активность и протестный потенциал: на мероприятие пришло большое количество общественников, явно готовых на открытый протест. Яркая негативная медиакампания активизировалась и в соцсетях.

Недовольство активистов вызвала угроза трансформации муниципальной власти. При этом ранее глава региона Айсен Николаев заявил о том, что регион сохраняет двухуровневую систему управления. То есть фактически не участвует в федеральной муниципальной реформе, которая предполагает ликвидацию местных органов власти (депутатских советов) в обмен на создание «больших» округов. Уже в двух регионах такие перемены были крайне болезненно восприняты населением (на Алтае и в Красноярском крае). Активисты выходили на многочисленные акции протеста, что привлекло внимание Москвы.

Якутия ранее обезопасила себя от протестной волны. Однако руководство региона все-таки готовит муниципальную реформу, но не в очевидном формате. Представительные муниципальные органы в этой логике будут сохранены. Однако прямые выборы глав районов (улусов) и поселений предлагается отменить.

По новой схеме кандидатуры должны быть предложены Николаеву парламентскими партиями и другими организациями. Из них он сам выберет подходящих деятелей и предложит депутатам райсовета. То есть поправки просто корректируют фрагменты Конституции, мешающие проведению реформы МСУ. Они призваны дать Николаеву полный контроль над непредсказуемыми районами, где на выборах не раз побеждали оппозиционные кандидаты.

Еще больше накалили ситуацию данные о дополнительных полномочиях для руководителя региона. Так, поправки дают возможность врио главы, назначенному президентом, досрочно распускать правительство (изменена статья 76 Конституции). То есть внешний по отношению к региону «варяг» сможет оперативно избавиться от местных чиновников и назначить своих. Этот пункт вызвал разговоры о подготовке ухода самого Николаева, которому может быть поручено создать максимально комфортные условия для преемника.

Наиболее серьезной угрозой эксперты сочли уникальные полномочия для республиканского руководства по «формированию и использованию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РС(Я)». Николаев получает право на принятие решений по реализации драгметаллов на внутреннем и внешнем рынках. Хотя глава и ранее законодательно контролировал работу с ценностями, инсайдеры полагают, что поправка была закреплена для реализации дополнительных объемов камней на внешнем рынке. В любом случае не обозначена ни точная сумма содержимого Госфонда, ни определенные варианты потенциальной реализации входящих в него активов. А это дает главе республики множество вариантов его самого разнообразного использования.

Инициатива предсказуемо вызвала самую острую и эмоциональную реакцию на слушаниях. Протест выразил экс-депутат Ил Тумэн Михаил Санников. Он потребовал назвать сумму общих финансовых поступлений от корпорации «АЛРОСА», которая также является тайной.

Против поправок выступают КПРФ и «Новые люди». Очевидно, что они в ближайшее время будут конфликтным фактором. И, вероятно, личным вызовом для Николаева, вокруг которого аккумулируется новое мощное недовольство.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: