Известность, доверие и ресурсы: от чего зависит стоимость избирательной кампании кандидата


Тема стоимости избирательных кампаний разного уровня в новейшей истории России – это, наверное, одна из вечных тем для дискуссий как в цеховом профессиональном сообществе, так и в околополитических кругах.

Сложно назвать какую-либо конкретную сумму, эквивалентную в рублях или иностранной валюте. Не существует какой-либо математической расчетной модели, которая волшебным образом позволяла бы с ходу назвать точную стоимость выборов.

На протяжении всего периода обсуждения этой темы предлагались разные методики, некоторые из них носили чисто умозрительный характер и во многом были оторваны от практики. Так, в свое время были «формулы» усредненной стоимости голоса избирателя, например, 100 рублей за голос в зависимости от конфигурации кампании. При этом предполагалось, что чем выше уровень выборов, тем стоимость одного голоса становится ниже, и наоборот.

Безусловно, можно выделить целый ряд ключевых факторов, которые оказывают влияние на стоимость избирательной кампании в одномандатном округе по выборам депутата Государственной думы России. Среди них стартовые рейтинги известности, доверия и электоральной поддержки кандидата, местный он или «варяг», конкурентное поле в округе, партийная принадлежность кандидата, его организационный и медийный ресурсы. Важно понимать «электоральный портрет» кандидата: перед нами новичок (так называемый первоход) или опытный кандидат, который уже знает округ и побеждал (и даже не раз) на его территории? Существенный фактор – это личность самого кандидата, его публичный имидж, профессиональный бэкграунд. Не менее важна мотивация кандидата на победу и работу в режиме 24/7.

Несомненно, важный фактор – это география самого округа, где он располагается. Если это территория крупного мегаполиса или города-миллионника, значит, есть риски столкнуться с высоким уровнем политической конкуренции, протестными настроениями рассерженных горожан. Конечно, в этих локациях всегда выше расценки на коммуникационный инструментарий: работу со СМИ, в интернет-среде, на работу «в поле», АПМ, организацию встреч с избирателями. Исходя из этого, решение электоральной задачи будет сопряжено с высоким объемом работы и, что вполне закономерно, расходов на избирательную кампанию. Поэтому в Москве или Санкт-Петербурге стоимость кампании кандидата в одномандатном округе однозначно будет в разы выше, чем в каком-нибудь отдаленном провинциальном регионе.

Конечно, большую роль играет время начала работы. Как показывает практика, ранний старт кампании в округе, ранний заход кандидата на территорию и его «раскрутка» позволяют сэкономить финансы. В последние годы многие заказчики стали понимать эту азбучную истину: время конвертируется в результат!

Что касается выборов по спискам, то здесь все зависит от места кандидата в этом списке – насколько оно является «проходным». Понятно, что чем ближе к началу списка ты находишься, тем больше у тебя шансов на получение депутатского мандата. В свою очередь, на это влияют рейтинг той или иной партии и, соответственно, количество голосов, отданных за конкретный партийный список. Кроме того, важны явка и система распределения так называемых электоральных остатков, то есть голосов партий по спискам, которые не смогли преодолеть проходной барьер.

Безусловно, в случае с выборами по партийным спискам избирательная кампания акцентирует внимание электората на партийном бренде, но он персонифицируется в конкретных кандидатах партии, которые баллотируются в рамках региональной партийной группы. Кандидаты-списочники также могут активно участвовать в кампании, но их целеполагание, объем и график работы несопоставимы с показателями кандидатов-одномандатников. Как правило, большая часть списочников идут под флагом партии и финансируется самой партией.

Конечно, есть сложившаяся практика, когда в рамках фандрайзинга политические партии привлекают на проходные места по спискам так называемых спонсоров. Такая ситуация не особо афишируется, но это реальность. Стоимость подобного удовольствия немаленькая: «проходное» место в списке может стоить, условно говоря, от 1 млн долларов и выше – в зависимости от территории и других факторов. В этом случае нельзя сказать однозначно, что дешевле или дороже: участие в качестве «проходного» спонсора по партийному списку или выборы в одномандатном округе. Все индивидуально и зависит от суммы факторов и обстоятельств.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: