Инвестиционное освоение Дальнего Востока во многом еще впереди
В ходе выступления на Восточном экономическом форуме президент трижды сказал, что развитие Дальнего Востока – это стратегический приоритет России в XXI веке. И понятно почему: Дальний Восток – это для нас ворота в Азию, в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Перспективы глобального хозяйства в ближайшие 20–30 лет будут определяться именно в этом регионе, потому что в нем сосредоточены страны с экономиками, которые создают чуть больше 70% глобального ВВП. Я имею в виду и Китай, и Индию, и Японию, и Австралию, и Соединенные Штаты, и ряд латиноамериканских стран, которые выходят на Тихий океан. А когда у нас тут создается более 2/3 глобального ВВП, то, собственно говоря, мы должны в этом регионе активнейшим образом присутствовать. Альтернативы никакой нет. С этим связано наше экономическое будущее.
Последние годы, действительно, есть определенные сдвиги в стимулировании экономического развития Дальнего Востока. Президент как раз в ходе выступления на форуме высказался, что инвестиции в Дальневосточный регион в среднем втрое выше, чем в других российских регионах. И общепромышленные темпы роста там тоже повыше. Но тем не менее это только начало.
Что здесь нам нужно? Во-первых, конечно, добиваться оптимальной настройки всех стимулирующих инвестиции режимов. Создавать там крупные центры обрабатывающей промышленности, пока там более-менее идут дела с портовым хозяйством и судостроением. Судоверфь «Звезда», где побывал президент, – это, конечно, уже свидетельство серьезности намерений.
Однако инвестиционное освоение Дальнего Востока во многом еще впереди, хотя сейчас уже есть что занести в копилку.
Ну а дальше, естественно, возникает вопрос, кто двигает экономику. Естественно, люди. Поэтому проблемы жизнеобеспечения, социального устройства тоже сейчас выходят на первый план. И это такой же приоритет, как и стимулы к инвестиционному росту. Здесь работает и льготная ипотека, и «Дальневосточный гектар».
Учитывая перспективы развития оборонно-промышленных предприятий в регионе, ясно, что обеспечивающее производство должно быть современным и передовым. Тут критерий успешности – решение проблем транспортной доступности региона. Пока здесь у нас масса вопросов. Важны авиационные маршруты, причем не только из Центральной России на Дальний Восток, но и внутри самого Дальнего Востока. Поэтому президент поставил задачу об увеличении пассажиропотока до 4 млн человек в год. И это ближайшая цель, которой нужно достигнуть в середине этого десятилетия. И конечно же, главный критерий – это прирост населения. Пока у нас хотя бы отток сокращается, но чистого прироста населения на Дальнем Востоке в целом нет, только по округу. Когда это начнется, это будет свидетельствовать о том, что приоритет по развитию Дальнего Востока все-таки начинает обрастать плотью.
Уже со второй половины сентября можно ожидать первых сведений по поводу межбюджетных трансфертов, которые будут уходить на Дальний Восток, по объему государственных инвестиций.