Имидж Челябинска: от «промышленного центра» к «городу для жизни»


Публичные претензии депутата Госдумы Яны Лантратовой к американскому сериалу «Гриффины», в одной из серий которого Челябинск был показан как радиоактивный и грязный город, вызвали волну споров о реальном положении дел в столице Южного Урала.

Публичный имидж Челябинска действительно пока остается проблемой. Активное строительство промышленных предприятий в годы первых пятилеток, а затем эвакуация заводов во время Великой Отечественной войны определили экономическую траекторию развития города и закрепили за ним статус крупного промышленного центра. Промышленный центр в восприятии людей с XIX века ассоциируется с плохим благоустройством и грязным воздухом.

Ставшее традиционным восприятие Челябинска администрация города и правительство области воспринимают как серьезное ограничение для ряда направлений развития города, например, туризма. Поэтому изменение имиджа Челябинска путем решения наиболее острых проблем и изменения представлений людей – приоритетная задача городской управленческой команды, мэра Натальи Котовой.

При поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера мэр Наталья Котова изменила вектор развития региональной столицы. Произошло серьезное смещение акцентов городской политики. Теперь «три кита» развития Челябинска – экология, благоустройство и инфраструктура.

Сегодня происходит реальный переход от восприятия Челябинска как промышленной зоны к территории экологических компетенций. Опыт решения самой острой проблемы Челябинска – экологической – становится одним из наиболее инновационных в России. Практики, разработанные и реализованные в Челябинске, уже позволяют говорить о городе как о центре экологических компетенций. В городе создана система экологического мониторинга воздуха, утвержден региональный экологический стандарт, активно заключаются соглашения с промышленными предприятиями о снижении выбросов в атмосферу. В результате столица Южного Урала уже третий год подряд не попадает в список городов с самым грязным воздухом. По сравнению с 2017 годом выбросы от предприятий снизились на 33,8 тысяч тонн.

Благоустройство Челябинска сопровождается изменением принципов градостроительной политики. Благоустройство Челябинска в 2020 году эксперты оценивают как самое масштабное преображение города за последние 20 лет: появилось 37 обновленных общественных пространств, новыми стали три участка набережной реки Миасс, приведены в порядок десять районных скверов и территорий. Принятие нового Генерального плана и новой социально-экономической стратегии развития города закрепило комплексный принцип территориального развития. Единый стиль в центре Челябинска обеспечивают новый дизайн-код и продолжающаяся борьба с нестационарными объектами.

Важный штрих к новому образу Челябинска – реализация проекта Метротрамвая, ставшего альтернативой незаконченному челябинскому метрополитену. Проект подразумевает обновление и развитие трамвайной сети с использованием существующей подземной инфраструктуры на ряде маршрутов. Стартовавшая в городе большая транспортная реформа предполагает изменение маршрутной сети, модернизацию парка машин и в результате – оптимизацию времени перевозок как в пределах административного центра, так и входящих в челябинскую агломерацию территорий.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: