Наличие претензий и даже противостояния между представителями исполнительной и законодательной ветвей власти — это свидетельство нормального хода политического процесса, процесса борьбы за властные ресурсы и их распределение. В нынешней российской модели именно исполнительная власть, а никак не законодательная, обладает широким спектром полномочий и возможностей по их реализации, даже невзирая на то, что конкретные меры или стратегические планы иногда не находят отклика у депутатов различных уровней. Поэтому, с моей точки зрения, неубедительно выглядят выпады, например, губернаторов в адрес депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представляющих в Федеральном Собрании эти регионы.
Я понимаю, что высшие должностные лица субъектов Федерации ожидают усилий от парламентариев в лоббировании позиций региона, ряда финансово-промышленных групп или проектов, в которых сами заинтересованы, в продвижении соответствующих законопроектов. Должен ли депутат прислушиваться к этим просьбам или настоятельным рекомендациям губернатора? Полагаю, да, если они отвечают прежде всего интересам населения, тех избирателей, которые отдали голоса за этого народного избранника. А в остальном — депутат ничего не должен главе региона, если последний не имеет никакого отношения к избранию этого конкретного обладателя мандата.
Депутаты представляют различные политические силы и обладают несопоставимым потенциалом для «разруливания» проблем территории, от которой делегированы. Если речь идёт о губернаторе-единороссе, то наиболее целесообразно ему вести диалог и призывать к деятельности своих однопартийцев, находящихся в стенах зданий на Охотном ряду и Большой Дмитровки. На их дальнейшее пребывание в федеральном парламенте он, собственно говоря, может оказать влияние, хотя это зависит от степени авторитетности.
Допустим, весьма сложно будет губернатору Владимирской области Светлане Орловой воздействовать на богатейшего депутата Госдумы Григория Аникеева. Примерно то же можно сказать о ситуации во взаимоотношениях между губернатором Пермского края Виктором Басаргиным и председателем думского комитета по международным делам Алексеем Пушковым.
Возвращение мажоритарной системы при проведении выборов в Государственную Думу, естественно, укрепит позиции глав субъектов, хотя Центру лучше не переусердствовать, чтобы оставалась возможность для контроля. И чтобы депутаты оставались реальным кадровым резервом для замещения губернаторских постов.
Что касается природы конфликтов, которые имеют место, то они либо связаны с межпартийными противоречиями, либо с невозможностью или нежеланием достичь компромисса в разделе сфер влияния в бизнесе. Предвыборный год обостряет такие ситуации. К примеру, на Владимирщине недавно открытый выпад в сторону администрации (правда, путём разбирательств с областной Счётной палатой, не предоставившей ему результаты проверок по его запросу) совершил Антон Беляков, член Совета Федерации ( направленный в верхнюю палату губернатором, кстати). Как и выступление с трибуны Госдумы депутата от ЛДПР Виталия Золочевского, квалифицируется как «прощупывание почвы» перед стартом избирательной кампании-2016. Как ожидается, оба они будут бороться за мандат в округе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: