Грибы на экспорт: почему это выгодно России и другим странам
Тепличные комплексы Московской области намерены в полном объеме удовлетворить потребности населения в грибах, а также планируют поставлять свою продукцию на рынки других стран, сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия региона.
Введение в 2014 году продовольственного эмбарго, распространяющегося в том числе и на грибы, простимулировало российских производителей нарастить объемы производства и обеспечить россиян отечественной продукцией. Введение продовольственного эмбарго, сопровождающееся девальвацией рубля, привело к изменению положения действующих игроков на российском рынке.
Фактически были созданы тепличные условия для российских производителей: резко снизилась конкуренция и выросла инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Это привело к росту долей рынка у действующих компаний и появлению новых игроков. Многие компании диверсифицировали свое производство и активно стали заниматься выращиванием грибов. Особую инвестиционную привлекательность имеют агропромышленные комплексы по выращиванию грибов полного цикла: от заготовки соломы для компоста до упаковки готовой продукции.
В Московской области производство грибов является одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства. В рамках региональной программы поддержки грибоводства инвесторам возмещают до 20 % понесенных капитальных затрат.
К крупнейшим компаниям, выращивающим грибы в Московской области, относятся Национальная грибная компания «Кашира», «Можайский шампиньон», «Агротехмаркет».
С 2014 года удалось не только стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, но и всерьез задуматься об освоении рынков третьих стран. По данным ФАО, в 2014–2018 годах внутреннее производство грибов и трюфелей в России выросло более чем в три раза – с 7,7 тысячи тонн в 2014-м до 25,5 тысячи тонн в 2018-м. Импорт грибов ежегодно сокращался, при этом объем экспорта имел тенденцию к росту. Россия занимает примерно 25–26-е место в структуре мирового производства грибной продукции, а по объемам потребления на душу населения – 46-е. Среднедушевое потребление культивируемых грибов в развитых странах составляет от 2 до 4,5 кг. В России этот показатель составляет менее 1 кг на человека.
Грибы – это прекрасный источник белка. Некоторые разновидности грибов по своей питательности не уступают говядине. Считается, что всего 150 г сушеных грибов способны удовлетворить суточные потребности организма в мясе. Стоит отметить, что в розничной торговле грибы в два раза дешевле мяса, что делает их доступными для всех слоев населения. Потребление грибов может внести ценный вклад в зачастую несбалансированное питание людей в развивающихся странах.