В реальности реализации стратегии развития Калужской области до 2040 года есть сомнения
Власти Калужской области приняли стратегию социально-экономического развития региона до 2040 года. Губернатор Калужской области Владислав Шапша стал формировать стратегию практически сразу, как пришел. Ее долго разрабатывали. В стратегии четыре позиции, три из которых касаются социальных вопросов, бизнеса, а четвертая – некой территориальной пересборки. В этой части есть большие вопросы.
Изначально был опубликован текст доклада, который был представлен по стратегии, где речь идет об интеграции с Московской агломерацией и изменении административно-территориального устройства области. Но позже канал губернатора опубликовал информацию, где в рамках пересборки речь идет только об увеличении строительных работ почти в три раза и развитии скоростного транспортного сообщения с Москвой. То есть уже есть разница. И в первом случае речь шла о более серьезных вещах, которые, скорее всего, связаны с инициативой вице-премьера РФ Марата Хуснуллина по созданию крупных агломераций, – о включении прилегающих территорий в черту городов, имеющих потенциал для развития, с соответствующей ликвидацией всех бесперспективных муниципалитетов. Судя по всему, отголоски этой инициативы можно найти в стратегии. Об этом открыто никто нигде не говорит, но я подозреваю, что все, скорее всего, идет к этому.
Вопросы, касающиеся туризма, обсуждаются давно. Есть отдельная стратегия развития туризма, которая теперь войдет в общую стратегию. В области есть потенциал, но сейчас он не целиком используется. Это все ситуативные вещи. А вот вопрос с территориальным переустройством, если он будет реализовываться в том виде, как я его понимаю, повлечет за собой очень серьезные изменения в жизни региона.
Стратегия рассчитана до 2040 года, подразумеваются определенные этапы развития. С точки зрения планирования это, наверное, правильно. Но будет ли следовать этой стратегии следующий губернатор, новая избранная власть? У нас в этом всегда проблемы: не в том, что нельзя планировать далеко, а в том, что это «далеко» для нового губернатора может стать неприемлемым. Вот бывший глава региона Анатолий Артамонов развивал в Калужской области иностранные инвестиции. А теперь мы говорим, что все должно быть свое, иностранцы – это наши враги, нам от них ничего не надо, должно быть импортозамещение.
Поэтому нет преемственности. На словах она есть, когда говорят: «Мы продолжаем экономическое развитие, которое начали». Как же продолжаем? Когда планируешь на 20 лет вперед, нужно предполагать риски. Возможно, они в данной стратегии учитываются. И надо понимать, что многое будет реализовываться уже другими. В сроке я не вижу большой проблемы, а вот в реальности реализации в нынешних условиях есть сомнения.