Выборы в законодательные собрания и муниципалитеты: патриотический консенсус и доминирование «Единой России»
1.Кампания-2022: базовые социологические тренды
Одним из основных факторов, характеризующих первые этапы региональных и муниципальных избирательных кампаний 2022 года, стала патриотическая консолидация вокруг внешнеполитического курса России. При этом Владимиру Путину и «Единой России» удалось оперативно отреагировать на многие социально-экономические вызовы санкционного кризиса еще весной, когда традиционно формируется повестка сентябрьских избирательных кампаний.
Патриотическая мобилизация создала новые возможности для доминирования «Единой России» на длительный период и осложнила расширение поддержки оппозиционных партий за пределы их базового электората. Например, по данным «Левада-центра» (внесен в реестр иноагентов), рейтинг «Единой России» в течение марта-июля 2022 года находился в диапазоне 38-40% от общего числа опрошенных и 53-54% — от числа респондентов, определившихся с выбором. Среди опрошенных ВЦИОМ рейтинг партии за тот же период составлял от 39,4% до 42,5%. Одновременно существенно увеличился отрыв партии большинства от ближайших соперников. Так, по данным ВЦИОМ, если 20 февраля 2022 года рейтинг КПРФ (16%) был примерно в два раза ниже, чем у «Единой России», то 31 июля – уже почти в 4 раза ниже (10,6%).
На фоне новой патриотической консолидации стоит ожидать не только роста поддержки кандидатов «Единой России» и лояльного пула на выборах различных уровней в сентябре, но и высокой степени легитимности избирательного процесса. Еще до начала спецоперации социологи отмечали рост доверия граждан к новым форматам участия в выборах, которые традиционно подвергались критике со стороны оппозиции. Так, по данным ВЦИОМ, представленным в феврале 2022 года, 51% респондентов положительно относились к возможности принять участие в выборах, воспользовавшись технологией дистанционного электронного голосования, и только 35% по-прежнему оценивали этот формат критически. Вероятно, доля избирателей, позитивно оценивающих ДЭГ, к сентябрю 2022 года может дополнительно возрасти.
Вопреки прогнозам ряда экспертов, санкционный кризис стал долгосрочным, а не ситуативным фактором патриотической консолидации. При этом преимуществом «Единой России» стал целый ряд принципов работы партии (в том числе в межвыборный период), которые характеризовали ее деятельность и в предыдущие годы – например, ответственный подход к реализации Народной программы, тесное сотрудничество с волонтерским движением и социально ориентированными НКО, гибкая тактика, позволяющая реагировать как на внешнеполитические вызовы, так и на общественный запрос в рамках социальной повестки.
- Приоритеты в контексте спецоперации: гуманитарная помощь Донбассу
«Единая Россия», оставаясь главным оператором оказания гуманитарной помощи ДНР и ЛНР (60% такой помощи, то есть 12 тысяч тонн грузов, было собрано именно региональными отделениями «Единой России»), не только задает новые темпы интеграции этих территорий с Россией, но и расширяет собственный кадровый резерв для работы с субъектами Федерации. Активная гуманитарная деятельность партии — одна из причин того, что «Единая Россия» стала основой новой патриотической общественной коалиции, «донбасского консенсуса».
Многие волонтеры, сотрудничающие с «Единой Россией» в рамках оказания помощи Донбассу и жителям иных территорий, перешедших под контроль российской армии (всего здесь было открыто 37 гуманитарных центра, в которых получило поддержку более 400 тысяч человек), вернувшись в свои регионы, в дальнейшем могут продолжить взаимодействие с партией, в том числе, став кандидатами на муниципальных и региональных выборах 2023-2024 годов.
15 гуманитарных центров партии было открыто в ДНР, 10 – в ЛНР, 3 – в Харьковской области, 8 – в Запорожской и 1- в Херсонской области. Регулярный контроль за их деятельностью осуществляет секретарь Генсовета партии, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, постоянно работающий на этих территориях.
В рамках медицинского направления волонтерской работы, которое курирует председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов, помощь жителям этих территорий и военнослужащим оказало 420 добровольцев-медиков. Подобный опыт будет важен не только в рамках помощи людям в зоне спецоперации, но и в случае реагирования на чрезвычайные ситуации в российских регионах (в том числе, в Сибири и на Дальнем Востоке, где периодически имеют место природные пожары и паводки).
«Единая Россия» готовится к проведению мероприятий для общественного контроля готовности коммунальных сетей Донбасса, Херсонской и Запорожской областей к отопительному сезону (только в Херсонскую область из регионов для восстановления сетей ЖКХ и социальной инфраструктуры было направлено более 2 тысяч тонн различных стройматериалов). Такая работа реализуется одновременно с инициативами в рамках концепции «инфраструктурного рывка», осуществляемых при поддержке и под контролем партии в российских регионах и позволяет ускорить темпы интеграции новых территорий с Россией, тем самым, упрощая и решения задач в сфере безопасности в Донбассе.
Инициативы, направленные на поддержку населения Донбасса и иных территорий, перешедших под контроль России, взаимосвязаны для партии с комплексными мерами поддержки участников спецоперации и их семей – как на федеральном, так и на региональном уровне. Еще в марте 2022 года представители «Единой России» внесли законопроект о признании участников спецоперации на Украине ветеранами боевых действий. Летом Экспертным советом партии был поддержан законопроект, расширяющий меры социальной поддержки для вдов военнослужащих – «Единая Россия» предложила предоставлять им льготы также в тех случаях, когда вдова (или вдовец) проживает с иными лицами (например, с родителями), что позволит им получать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую Пенсионным фондом, льготное медицинское обслуживание, компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также претендовать на получение жилья.
Меры поддержки участников спецоперации и членов их семей активно продвигаются региональными и местными отделениями партии. Например, в Омске «Единая Россия» поддержала инициативу о льготном посещении строящегося Ледового дворца детьми из таких семей после открытия данного объекта.
С учетом плотного внимания партии к Донбассу, Херсонской и Запорожской областям (отметим также недавнюю рабочую поездку в ЛНР председателя партии, зампреда Совбеза Дмитрия Медведева) вероятно, что «Единая Россия» будет играть особую роль и в контроле за реализацией инфраструктурных проектов в этих регионах. В таком случае, это создаст дополнительные возможности для вовлечения в орбиту партии активных жителей этих территорий, позволит перехватить повестку, к которой могли бы обратиться критики руководства страны и усилить роль партии в рамках президентской кампании-2024. В свою очередь, многие участники спецоперации могут стать кандидатами от партии в ходе как региональных и муниципальных избирательных кампаний (в том числе уже в 2023-2024 годах), так и выборов в Госдуму-2026.
3.Народная программа: логика опережения
24 августа 2021 года на втором этапе предвыборного съезда «Единой России», в котором принял участие президент Владимир Путин, была утверждена Народная программа, с которой партия вышла на решающий этап кампании по выборам депутатов Госдумы VIII созыва. В формировании документа приняло участие более 2,5 млн человек, 294 положения программы были запланированы к осуществлению в период 2021-2025 годов. Важной новацией «Единой России» стал курс на регулярный контроль за реализацией документа. По данным, представленным на заседании Программной комиссии партии, прошедшем в июле 2022 года под председательством Дмитрия Медведева, полностью выполнено 72 положения, то есть, около 25% инициатив, представленных в документе. В рамках реализации Народной программы уже было принято 166 нормативно-правовых актов, в том числе 11 указов президента, 30 федеральных законов, 102 акта правительства.
Принятие Народной программы в августе 2021 года предвосхитило как усиление патерналистского запроса в период после начала спецоперации (что предполагает и повышение значимости социальной повестки), так и новый этап борьбы за перспективные кадры на фоне смены политических поколений в 2022-2026 годах. Регулярный контроль за реализацией программы позволяет «Единой России» укрепить сеть первичных отделений, развивать связи с волонтерским движением и социально ориентированными НКО, вовлекать в свою орбиту активных граждан на местах, в том числе выступающих с критикой местных и региональных органов власти.
Народная программа включает конкретные инициативы по максимально широкому кругу тем (от внешней и оборонной политики до экологии и развития сельских территорий). При этом стоит выделить несколько направлений, которым было уделено особое внимание партии летом 2022 года.
1.Масштабная программа модернизации социальных объектов имеет не только тактическое предвыборное значение (являясь важной темой для работы с электорально значимыми группами, например, гражданами старших возрастов и родительским сообществом), но также является важным фактором преодоления санкционного кризиса (способствуя созданию и сохранению рабочих мест в стройкомплексе, сфере производства стройматериалов и соответствующего оборудования) и сохранения демографического потенциала малых населенных пунктов (становясь важным фактором, сдерживающим отток населения из сельской местности и малых городов, где реализуются подобные планы). Как напомнил в июле 2022 года Андрей Турчак, в рамках реализации Народной программы уже было создано и модернизировано более 1100 социальных объектов (в том числе, построено 116 школ, 332 детских сада, 221 учреждение здравоохранения, 52 спортивных комплекса). Координатор направления реализации Народной программы «Здоровье человека», председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов уже обращал внимание на то, что из 44 показателей документа в данной сфере уже реализовано 20, то есть около половины из запланированных. Из 707 объектов здравоохранения, которые должны были быть построены в этом году, уже завершен 561.
Реализация Народной программы и инициатив на ее основе в сфере здравоохранения еще раз демонстрирует потенциал документа по реагированию на стратегические риски. Так, программа «Санитарный щит» (предполагающая в том числе создание современной инфраструктуры – лабораторий, научных центров, программных платформ для анализа и проектирования эпидемиологических моделей) является ответом как на риски, связанные с возможными новыми всплесками заболеваемости коронавирусной инфекцией, так и с иными биологическими угрозами.
2.Задачи в сфере социальной газификации стали одними из наиболее обсуждаемых положений Народной программы в 2021 года. По состоянию на июль 2022 года было подключено к системам газоснабжения 72 тысячи домов и 160 тысяч земельных участков. В целом же, на участие в ней было принято уже более 600 тысяч заявок, в ближайшие 4 года на строительство отводов межпоселковых газопроводов планируется выделить около 526 млрд рублей, а к 2030 году довести уровень газификации в регионах до 83%. В ряде субъектов (например, в Челябинской области) федеральная программа в этой сфере была синхронизирована с региональными проектами, что позволяет ускорить ее реализацию.
3.Значимым направлением для партии традиционно остается поддержка семей с детьми, что предполагает подготовку дополнительных социальных инициатив в кризисных ситуациях (в качестве одного из более ранних примеров — можно вспомнить предложения и законопроекты, оперативно разработанные партией на первых этапах пандемии весной 2020 года). На фоне санкционного кризиса был принят ряд резонансных законов — например, по поводу новой ежемесячной выплаты для семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет, бесплатного проезда всех детей в возрасте от 5 до 7 лет ездят на электричках, полному гособеспечению и предоставлению дополнительных соцгарантий, предусмотренных при обучении в школе, колледже, техникуме для ряда категорий, в том числе для детей-сирот. Дополнительные социальные гарантии позволяют семьям с детьми высвободить средства на покупку необходимых товаров: социальная политика становится одним из драйверов восстановительного роста экономики, в том числе способствуя поддержке малого и среднего бизнеса в регионах.
4 «Единая Россия» активно способствует масштабному строительству транспортной инфраструктуры в регионах, а также ведет постоянный мониторинг этого строительства. Показательно, что в состав Наблюдательного совета госкомпании «Российские автомобильные дороги» было включено несколько представителей «Единой России» — Андрей Турчак, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов и координатор направления Народной программы «Развитие регионов и транспортной инфраструктуры страны», глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. Предложения партии оказали существенное влияние на содержание плана дорожного строительства на период 2023 –2027 годов, в рамках которого планируется направить из федерального бюджета 5 трлн рублей на модернизацию, расширение и строительство 4 тыс. км автотрасс, с учетом же средств из Фонда национального благосостояния и региональных бюджетов на решение этих задач будет выделено 13 трлн рублей, что позволит улучшить состояние более 100 тыс. км дорог по всей стране.
При этом для партии такие задачи также плотно взаимосвязаны с социальной повесткой. В частности, представители «Единой России» уделили особое внимание контролю за ремонтом автодорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов. При этом контроль позволил партии активизировать сотрудничество с общественными организациями на местах. Например, в рамках федерального партпроекта «Безопасные дороги» в целом ряде регионов проходит акция «Безопасный путь в школу и обратно», предполагающая проведение мониторинга пешеходных переходов возле учебных заведений по поводу безопасного подхода к этим объектам и остановкам общественного транспорта, перехода через дорогу, наличия необходимой дорожной разметки. Для решения этой задачи активисты партии взаимодействуют с общественниками из организации «Отцы России».
5.Традиционно значимым направлением работы партии является поддержка программ в сфере городского благоустройства. Такая работа позволяет не только оказывать поддержку малым и средним населенным пунктам, но и развивать каналы обратной связи с гражданами. Так, в голосовании по выбору объектов в сфере благоустройства, которые в приоритетном порядке будут включены план работ в 2023 году, проходившем под эгидой «Единой России» и Минстроя, приняло участие более 8 млн. человек (в число наиболее активных регионов — Томская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Татарстан), в обсуждение было включено более 5 тыс. объектов, в организации голосования приняло участие 44 тыс. волонтеров.
- Кадровое обновление-2022: новые партийные деятели
В 2022 году проходят 15 кампаний по выборам глав регионов, в 6 субъектах РФ будут сформированы новые составы заксобраний, в административных центрах пройдут выборы представительных органов. Всего в Единый день голосования-2022 выборами будут затронуты территории, где проживает около 43,5 млн. избирателей, планируется распределение 19 тысяч мандатов. Политика «Единой России» по отбору кадров для выдвижения в ходе избирательных кампаний отвечает общественным запросам на кадровое обновление системы власти и на более результативную работу депутатов с локальной повесткой.
Около 75% кандидатов, поддержанных партией на выборах различных уровней после проведения праймериз (в которых в 2022 году приняло участие около 9,4% избирателей предвыборных территорий), выдвигают свои кандидатуры впервые. Около 40% среди них составили молодые кандидаты, примерно на 11% по сравнению с избирательными кампаниями прошлого года выросло количество работников социальной сферы, выдвинутых партией. Фактически тенденции периода пандемии (когда в тренде было особое внимание к работе образовательных учреждений) нашли продолжение на фоне патриотической консолидации: неотъемлемой составляющей патерналистского запроса стало особое внимание к социальной повестке.
Около 32% кандидатов, лидировавших на праймериз-2022, составили представители малого и среднего бизнеса, что позволяет партии плотнее работать с антибюрократической повесткой (предлагая поддерживать кандидатов, которые ранее не были связаны с органами власти различных уровней, а значит, могут вести себя более независимо в рамках подготовки мероприятий по контролю за деятельностью чиновников), одновременно отвечая на традиционно актуализирующийся в кризисные периоды запрос на вовлечение в политику специалистов-практиков в экономической сфере.
Наконец, возросшая доля кандидатов-женщин среди политиков, идущих на выборы от партии (среди участников праймериз их было 48%), может создать дополнительные преимущества «Единой России» в случае дальнейшего усиления усталости значительной части избирателей от обсуждения тем, связанных исключительно с внешней политикой и безопасностью — при сохранении запроса на патерналистский курс в экономике и социальной сфере. Например, по данным опроса ВЦИОМ, 51% респондентов хотели бы видеть женщин на постах руководителей фракций и комитетов Госдумы. На выборах регионального и муниципального уровня благожелательное отношение избирателей к женщинам-кандидатам сохраняется и даже проявляется более явно. При этом женщины-кандидаты, идущие на выборы от «Единой России», представляют разные профессиональные группы и общественные организации (от сотрудников бюджетных учреждений до предпринимателей и волонтеров), что создает дополнительные возможности для партии по применению дифференцированного подхода к социальной повестке.
В целом для «Единой России» по-прежнему характерен системный подход к кадровой работе, предполагающий не только их отбор, но и постоянное обучение. 9 июня 2022 года был дан старт новому учебному курсу Высшей партийной школы, с 11 августа как в очном, так и в дистанционном формате проходят семинары для кандидатов от «Единой России». Обучающие программы «Единой России» касаются не только основных методов работы в рамках избирательных кампаний, но и более широких задач по формированию каналов обратной связи с населением. Таким образом, закладываются основы как для более плотного контроля со стороны партии за реализацией федеральных проектов на местах, так и для более значимой роли «Единой России» в ходе президентской кампании 2024 года (в том числе — ее региональной составляющей).
- Региональные и муниципальные кампании: федеральные тренды, местная специфика
Региональные и муниципальные избирательные кампании 2022 года характеризуются достаточно высоким уровнем конкуренции. При этом на выборах в заксобрания субъектов Федерации процент отказов кандидатам в регистрации, по данным ЦИК, составил менее 5% для партийных списков и около 2% для кандидатов по округам. На выборах в представительные органы административных центров из 1870 кандидатов, выдвигавшихся по спискам, регистрацию прошли 1816. Это создает вызов для кандидатов от «Единой России», однако у партии большинства в новых условиях появляется и целый ряд стратегических преимуществ.
Мобилизационная повестка формирует более выраженный запрос на оперативный переход политических игроков от программных заявлений к конкретным шагам по их реализации, участие в кампании специалистов-практиков (в том числе в сфере экономики, строительства, организации работы бюджетных учреждений), обсуждение стратегических задач в контексте их осуществления на уровне конкретных микрорайонов и населенных пунктов. Именно на подобные конкурентные преимущества своих кандидатов традиционно делает акцент «Единая Россия».
Тренд на более высокий процент отказа в регистрации кандидатам-самовыдвиженцам (по данным ЦИК, на выборах представительных органов было выдвинуто 185 таких кандидатов, при этом лишь 90 из них в итоге смогли принять участие в кампании) может подтолкнуть более умеренную часть таких деятелей (нередко подобный формат участия в избирательных кампаниях считали оптимальным предприниматели и общественные активисты) в 2023-2024 годах активнее стремиться к выдвижению от парламентских партий, в том числе участвуя в праймериз «Единой России». При этом именно такие кандидаты чаще обращались к локальной повестке, а не к более отвлеченным федеральным темам. Поэтому именно кандидаты от «Единой России», уделяющие особое внимание локальным проблемам, будут иметь дополнительные преимущества в рамках диалога с избирателем даже в тех регионах и муниципальных образованиях, где зарегистрировано значительное число кандидатов от оппозиционных партий, нередко уделяющих более заметное внимание именно идеологизированным вопросам.
«Единая Россия» традиционно делает акцент на федеральное внимание к локальным темам. Например, партия большинства ведет постоянный сбор данных о ситуации в сфере ЖКХ на местном уровне. Так, в феврале-марте 2022 года под ее эгидой в 52 регионах страны прошел мониторинг обоснованности платы за отопление. В конце августа-начале сентября, как правило, происходит сезонная актуализация обсуждения проблем в коммунальной сфере, что особенно характерно для северных, сибирских и дальневосточных регионов. Сентябрьские избирательные кампании затрагивают и ряд таких территорий (в частности, в Единый день голосования предстоят выборы в Сахалинскую областную Думу, а также представительные органы Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Барнаула, Горно-Алтайска, Омска).
Тема развития туристической инфраструктуры, последовательно продвигаемая «Единой Россией», затрагивает не только традиционные курортные зоны (заксобрание Краснодарского края) или ряд перспективных для роста данного сектора территорий Северного Кавказа (выборы в региональный парламент Северной Осетии и Думу Черкесска), но также исторические города Центра и Северо-Запада России (среди предвыборных территорий — Ярославль, Тверь, Псков) и целый ряд территорий Сибири (выборы представительных органов Барнаула и Горно-Алтайска).
Экологическая проблематика традиционно актуализируется в летний сезон — и в рамках этой темы партии большинства также удалось стать центром притяжения для общественных активистов и более широкого круга граждан, в том числе в предвыборных регионах. В частности, партпроект «Чистая страна» в первой половине 2022 года провел более 5 тысяч акций в 65 регионах, в которых в разных формах приняло участие около 500 тыс. человек. В рамках работы партпроекта была поставлена задача до 27 августа 2022 года организовать мониторинговые группы на местах по вопросам рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, что является важной составляющей актуальной повестки целого ряда предвыборных городов и регионов, в том числе в центральной России.
С учетом более широкой географии региональных предвыборных кампаний в 2023 году вероятно усиление преимуществ для политических сил, которые ведут работу с локальной повесткой в межвыборный период и системно привлекают к такой работе деятелей федерального уровня. Таким образом, в случае дальнейшего смещения повестки с внешнеполитических на социальные, экологические, инфраструктурные проблемы «Единая Россия» сохранит существенные преимущества — даже с учетом необходимости работать с более широким кругом территорий, для которых исторически характерен высокий уровень протестных настроений (таких как Архангельская, Ярославская. Владимирская, Ульяновская области, Забайкальский край, где в следующем году предстоят выборы в заксобрания).