Тамбовская область: проблемы с элитами и слабая управляемость
В Тамбовской области, где в Единый день голосования должны пройти губернаторские выборы, «эффект новизны» в связи с назначением врио главы региона Максима Егорова к весне оказался уже в значительной степени исчерпан.
Губернаторская кампания 2020 года в регионе была максимально управляемой (Александр Никитин победил с результатом 79,3%), но и она подтвердила заметный протестный потенциал областного центра. По районам Тамбова тогдашний глава региона получил результаты заметно ниже среднего – от 37,62% до 41,68%, на первое место при голосовании в городскую Думу вышла партия «Родина» (44,18 % голосов было отдано за ее список, в 17 из 18 одномандатных округов лидировали ее кандидаты). Костяк этих кандидатов составили сторонники главы Совета регионального отделения партии Максима Косенкова, в феврале 2022 года утвержденного в должности главы администрации Тамбова.
На начало апреля 2022 года, насколько можно судить, остается в силе компромисс между региональными властями и командой Косенкова. Тем не менее автономные от властей региона городские элиты могут усилить давление на Максима Егорова в случае, если его позиции продолжат слабеть. На этом фоне попытки врио губернатора работать с городской повесткой становятся поводом для критики в его адрес, строящейся на представлении, что областной центр не входит в зону его влияния. Например, когда врио главы региона 9 апреля посетил несколько районов Тамбова с целью на месте оценить проведение работ по благоустройству города, это стало поводом для ироничных комментариев в его адрес в соцсетях и ряде телеграм-каналов.
В условиях, когда о компромиссе между тамбовскими городскими элитами и командой врио губернатора широко известно как в регионе, так и на федеральном уровне, любое внимание правоохранительных органов к чиновникам областного центра может нести имиджевые риски и для Егорова. Между тем такие расследования возможны – например, в марте 2022 года был задержан замглавы администрации Тамбова Юрий Зарапин, подозреваемый в мошенничестве при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Проблемные информационные поводы возникают в связи с работой муниципальных чиновников и в других частях региона. Так, областная прокуратура направила иск в Арбитражный суд о прекращении концессионного соглашения между администрацией Котовска и ООО «Компьюлинк инфраструктура ТО», подписанного мэром города Алексеем Плахотниковым — узнаваемой фигурой региональной политики. Еще в 2021 году в администрации города проходили обыски в связи с расследованием по тому же поводу, что ранее уже спровоцировало серию негативных публикаций, в том числе затрагивающих региональные власти.
Попытки региональных властей продемонстрировать жесткий стиль общения с менее влиятельными муниципальными чиновниками (показательна критика со стороны врио губернатора в адрес главы Сампурского района Николая Евдокимова, в итоге подавшего в отставку), чаще стали вызывать не одобрение, а раздражение в соцсетях.
В ситуации санкционного кризиса критика в адрес региональных властей по поводу недостаточно проработанной экономической политики может усилиться. Заметен резонанс вокруг банкротства «Тамбовской сахарной компании», в которой 25% акций принадлежит региональным властям (пусть даже эта процедура происходит параллельно с приходом в проект нового инвестора — агрохолдинга «Прогресс Агро»). Проблемой для команды Максима Егорова становятся данные Росстата, свидетельствующие о том, что на 1 марта 2022 года регион вышел на первое место по объемам накопленной задолженности по зарплате.
Ограниченное влияние региональных властей на ключевые муниципальные образования и вопросы к эффективности антисанкционных мер, обсуждаемых на региональном уровне, делают Максима Егорова более уязвимым для информационных атак и могут вызвать вопросы к нему со стороны федерального центра, создавая проблемный фон для подготовки губернаторской кампании.