Формирование Думы: партийный состав и факторы влияния. Уточненный прогноз АПЭК на 30 августа 2021 года
За три недели до начала голосования в электоральной повестке обозначились относительно новые темы и тренды, которые способны определенно оказать влияние на специфику мобилизации в наиболее чувствительной точке кампании.
Август отмечен более активным вовлечением в ход кампании президента В. Путина. Его выступление на XX съезде «Единой России» наблюдателями интерпретируется как стремление укрепить электоральные позиции партии. На съезде В. Путин анонсировал новые меры социальной поддержки населения (ответственность за их реализацию берет на себя в том числе «Единая Россия», так как инициативы вошли в «народную» программу партии): разовые выплаты пенсионерам (10 тысяч рублей) и военным (15 тысяч рублей), поддержка семей с детьми (комплекс мер), запрет списания социальных выплат за долги, борьба с безработицей, расселение из аварийного жилья, недопустимость принудительной вакцинации и другие. Заявление президента о вакцинации имеет принципиальное значение: в ходе избирательной кампании давление по проблеме вакцинации стало наиболее жестким фактором роста недовольства властью. По данным ВЦИОМ, 79% россиян положительно оценили выступление президента. Главная проблема – в какой степени популярные инициативы В. Путина конвертируются в электоральную поддержку «Единой России».
Значительно больше внимания власть и политические игроки уделяют явке избирателей. При этом на более ранних фазах кампании явка не занимала центрального места — в отличие, например, от кампании по продвижению голосования по поправкам к Конституции в прошлом году; не проводилось явных взаимосвязей между предполагаемыми показателями политического участия граждан и легитимностью процедуры. Еще на старте кампании было известно, что предпочтительная явка должна составить не менее 45%, но этот показатель не воспринимался как строгая политическая необходимость, а с учетом трехдневного голосования, возможно, не было необходимости в задействовании дополнительных механизмов мобилизации. Низкая прогнозируемая явка в некоторых регионах и социальных группах способствовала тому, что эта проблема вновь появилась в повестке дня накануне выборов. В предыдущем прогнозе мы установили диапазон явки на уровне 37-40% для четырехпартийного сценария (в парламенте остаются четыре действующие фракции) и на уровне 39-42% для пятипартийного сценария (в парламент проходит новая партия). Теперь единый прогноз АПЭК по ожидаемой явке составляет 46-49%. Изменение тренда в пользу увеличения показателей политического участия мы связываем со следующими факторами:
1. Уточнение позиции Администрации президента, вновь заявляющей в диалоге с участниками политического процесса, что относительно высокая явка более предпочтительна с точки зрения обеспечения легитимности процедуры выборов. По имеющейся информации, применяется дифференцированный подход при установке целевых показателей по явке для разных регионов в зависимости от внутренней ситуации и организационных возможностей региональных администраций. Гибкий подход призван не допустить отката к устаревшим механизмам мобилизации, способным подорвать легитимность выборов. Усилия властей регионов по повышению политического участия граждан сейчас представляют собой прежде всего активизацию кампании по информированию о предстоящих выборах. С учетом того, что в некоторых регионах, прежде всего в Москве, расширяются возможности дистанционного голосования, значение своевременного информирования об особенностях организации голосования возрастает.
2. Интенсификация электоральной мобилизации всех политических партий, участвующих в кампании. Традиционно накануне выборов кандидаты и партии усиливают агитацию, даже если на ранних этапах избирательной кампании они практически не были заметны. В последний месяц, по данным социологических центров, возросла совокупная доля потенциальной поддержки непарламентских малых партий. Причем происходит это, судя по всему, не только за счет перетока электората от более сильных игроков, но и в силу того, что постепенно начинают определяться те избиратели, которые не были уверены ни в том, за кого голосовать, ни в необходимости участия в выборах.
3. Корпоративная мобилизация осуществляется через крупные предприятия, которые предпринимают усилия по организации массового голосования своих сотрудников. В конце августа уже стала заметна подобная активность. Так, например, вопросы предвыборной мобилизации обсуждались на последней встрече полпреда в УрФО В. Якушева с гендиректором «Сургутнефтегаза» В. Богдановым. Особое значение корпоративная мобилизация имеет в моногородах или в крупных промышленных центрах, где общественно-политическая активность так или иначе сосредоточена вокруг главного предприятия – например, в Норильске, Нижнем Тагиле или Магнитогорске.
4. Повышение общей готовности граждан принять участие в выборах. ВЦИОМ
прогнозирует явку в районе 45%. Последние замеры готовности принять участие в выборах относятся к началу августа. Тогда 51% избирателей декларировали намерение принять участие в голосовании, хотя понятно, что высказанное намерение не всегда соответствует реальному уровню политического участия. К концу августа положительную динамику в этом вопросе можно выявить, например, по тому, что при замерах рейтингов политических партий постепенно снижается доля тех, кто «не станет участвовать в выборах»: по данным ВЦИОМ, за август она сократилась с 10,5% до 9,5%. Повышению средних показателей явки также способствует тот факт, что параллельно с федеральной кампанией в этом году пройдет много выборов регионального уровня: 12 губернаторских (3 из них непрямые) и 39 заксобраний.
5. Активизация агитационной кампании в регионах. Помимо стандартных диспропорций в явке между территориями в зависимости от их исторической, политической, хозяйственной специфики более высокий уровень политического участия ожидается в регионах, где отмечается достаточно конкурентная ситуация на выборах. В основном такая интрига возможна при голосовании в одномандатных округах. С другой стороны, эти два фактора могут вступать в противоречие: например, в Москве, как правило, выше уровень конкуренции на выборах, но относительно невысокие показатели явки. В этом году конкурентная ситуация складывается в Хабаровском, Забайкальском, Красноярском краях, в Саратовской, Ярославской, Астраханской, Новосибирской областях, в Бурятии и некоторых других регионах.
С учетом роста прогнозируемых показателей явки и общей активизации хода избирательной кампании уточненный прогноз по результатам голосования для основных политических партий выглядит следующим образом.
Результаты голосования:
уточненный прогноз на 30 августа
• «Единая Россия» – 44-46%
• КПРФ – 17-19%
• ЛДПР – 10-12%
• «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 8-10%
• «Новые люди» – 3-4%
• «Партия пенсионеров» – 3-4%
• «Яблоко» – 2-3%
• «Родина» – 2-3%
• «Коммунисты России» – 1-2%
Одномандатные округа:
уточненный прогноз распределения мандатов на 30 августа
• «Единая Россия» – 185-190
• КПРФ – 7-11
• «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 6-9
• ЛДПР – 4-6
• Партия роста – 1-2
• «Яблоко» – 1-2
• «Родина» – 1
• «Гражданская платформа» – 1
• Самовыдвиженцы (включая лояльных интересам «Единой России») – 5-6
По сравнению с предыдущим августовским прогнозом можно отметить, во-первых, прогноз увеличения совокупной доли непарламентских партий: на получение федерального финансирования претендует в этой логике более широкий круг политических игроков, хотя прохождение какой-либо из малых партий 5-процентного барьера по-прежнему под большим вопросом. Во-вторых, прогнозируется увеличение показателей поддержки партий парламентской оппозиции, главным образом КПРФ и ЛДПР. Таким образом, предполагаемый рост уровня политического участия за счет названных факторов и, разумеется, трехдневного голосования работает в большей степени в интересах оппозиции и новых игроков.