Послание-2021: связь с думской кампанией, сигналы для региональных игроков
Послание-2021 свидетельствует об особом внимании руководства страны к нескольким группам территорий.
Во-первых, это индустриальные регионы. Некоторые из них (Челябинская и Нижегородская области, а также Красноярский край) были прямо названы президентом в связи с планами в сфере инфраструктурного развития (один из ведущих и при этом протестных регионов подобного типа – Свердловскую область – затрагивает продление до Екатеринбурга высокоскоростной трассы Москва – Казань), некоторые – при упоминании пилотных проектов по предоставлению застройщикам займов по минимальной ставке для финансирования массового жилищного строительства (Тульская и Кемеровская области). С такими же территориями связана и представленная в послании экологическая повестка, а предложение президента «окрасить» экологические платежи, поступающие в федеральный бюджет <…> и целевым образом эти деньги направлять на ликвидацию накопленного вреда и оздоровление окружающей среды» может восприниматься представителями таких регионов как сигнал о вероятности получения дополнительного финансирования на подобные цели. Кстати, к мерам поддержки индустриальных регионов фактически относится и программа по закупке 16 000 школьных автобусов. Как правило, для этих целей используются автобусы «ПАЗ» и «Газель Next», производящиеся в Нижегородской области, а также «УАЗ Профи» и Ford Transit, выпускающиеся в Ульяновской. Но, возможно, за этой инициативой последуют и другие меры поддержки автопрома, в том числе затрагивающие индустриальные центры в иных субъектах Федерации (например, Тольятти в Самарской области). Владимир Путин, как правило, уделяет особое внимание индустриальным регионам в периоды федеральных избирательных кампаний, поэтому в 2021 году данная тенденция может продолжиться и повлиять как на новые инициативы Кремля, так и на программу рабочих поездок президента на ближайшее полугодие.
Во-вторых, малые города. Безусловно, не стоит сводить инициативы послания только к предвыборной повестке. Однако президент наверняка учитывает, что риски, связанные с протестными настроениями в малых городах (прежде всего в протестных субъектах Федерации), могут иметь не меньшее влияние на думскую кампанию, чем голосование за оппозиционные силы в столицах регионов. В рамках послания к инициативам такого толка относится, например, предложение президента направить 24 млрд рублей «на обновление в том числе и Домов культуры, и библиотек, музеев в сельской местности, в малых исторических городах России». Также отметим особое внимание президента (в рамках инициатив послания) к малым городам именно Центрального федерального округа. В частности, говоря о «раскрытии туристического потенциала малых городов», Владимир Путин упомянул ряд территорий Калужской, Ивановской, Владимирской и Ярославской областей. Кроме того, глава государства упомянул и одну из территорий Северо-Запада – Старую Руссу в Новгородской области. Вполне вероятно появление в ближайшие месяцы дополнительных федеральных инициатив для экономически проблемных территорий более протестного (например, по итогам думской кампании – 2016) Северо-Запада и обладающих протестным потенциалом регионов Центрального Нечерноземья.
В-третьих, приоритетные геостратегические территории. Причем президентом были упомянуты в послании как связанный с минимальными электоральными рисками для властей Ямал (относится к приоритетным геостратегическим территориям как входящий в Арктическую зону), так и не создавшие принципиальных проблем в ходе думских выборов – 2016, но обладающие протестным потенциалом Камчатский и Ставропольский края, Севастополь, Калининградская и Сахалинская области.
В-четвертых, планы строительства не менее 1300 новых школ до конца 2024 года может быть знаком внимания к территориям массовой жилищной застройки, испытывающим дефицит социальной инфраструктуры. Как правило, это населенные пункты, окружающие крупнейшие города (например, в Московской, Ленинградской и Свердловской областях). О высоком уровне протестных настроений в целом ряде таких территорий (например, подмосковных наукоградах) широко известно, но внимание к инфраструктурным проблемам таких населенных пунктов со стороны центра может повлиять на ситуацию.
В-пятых, говоря об инфраструктурных кредитах, президент заявил о преимуществах при их получении для регионов с меньшим объемом госдолга. Тем не менее не будем забывать, что курс на повышение публичного внимания центра к экономически проблемным территориям (а именно у них, как правило, наиболее проблемное соотношение между объемом госдолга и доходами) был взят еще при премьере Дмитрии Медведеве (вспомним назначение в марте 2019 года из числа членов правительства кураторов для таких регионов) и получил дальнейшую активизацию при Михаиле Мишустине (обратим внимание на географию рабочих поездок действующего премьера). Поэтому вероятно, что в рамках такой стратегии шансы на получение инфраструктурных кредитов не только на минимальном уровне могут сохраниться и для ряда проблемных регионов с высоким уровнем госдолга.
Ряд затрагивающих регионы тезисов, представленных в послании Владимира Путина, можно в какой-то мере сопоставить с экономическими инициативами администрации Джозефа Байдена в США, которые предполагают в том числе поддержку строительства не только транспортной, но и социальной инфраструктуры. Скорее всего, подобные темы займут важное место и в рамках предвыборной кампании «Единой России», недаром секретарь генсовета этой партии Андрей Турчак за несколько дней до оглашения послания поднимал тему «инфраструктурного рывка» и необходимости обращения регионов к президенту с просьбой о поддержке проектов в этой сфере (кстати, данная партия упоминалась в нынешнем послании трижды).
Наконец, говоря о предвыборном контексте послания, не будем забывать, что поставленные в документе задачи в сфере развития социальной инфраструктуры (от капремонта зданий педвузов до обновления Домов культуры) – значимый позитивный сигнал игрокам стройкомплекса регионального уровня, которые, как правило, имеют заметное политическое влияние в своих субъектах Федерации.