Не из-за денег: приморская забастовка может стать проблемой и для федеральных властей
Во Владивостоке продолжаются забастовки докеров Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток, входит в группу FESCO), начавшиеся в четверг, 1 октября.
Неожиданные подвижки в руководстве ВМТП вызвали ряд вопросов и у бывших руководителей предприятия, и у коллектива. Сотрудники были довольны работой бывшего генерального директора ВМТП Заирбека Юсупова, он, говоря политическим языком, имел высокий рейтинг доверия. 1500 работников порта начали бастовать не из-за денег, а в поддержку Юсупова. В целом непонятно, почему меняют гендиректора, который за последние годы значительно продвинул морской порт на региональном и международном уровнях, улучшил финансовые показатели и так далее.
Ситуация переходит в протестное русло. Сотрудники предприятия не собираются прекращать забастовку, они, напротив, уведомили, что если в течение трех дней не будут приняты обратные решения, то забастовка продолжится. Профсоюзы поддерживают докеров, и уже ясно, что ситуация не разрешится за несколько дней. При этом портовики обозначили свою позицию, что они не пойдут на площадь. Они понимают, что акцию уже заметили, СМИ ее транслируют. Это не Хабаровский край, где заинтересованность в протесте ради протеста. Тут конкретные требования, и они обозначены в юридической плоскости в виде официального письма от профсоюзов докеров. Протест не радикализировался, он вышел в системное поле.
Однако для федерального центра это серьезный сигнал, потому что на фоне Хабаровского края формируется локальная протестная точка, которая рискует стать затяжной. Тут надо решать проблему совместно. Не только на уровне губернатора Приморского края Олега Кожемяко, но и на уровне Министерства транспорта, которое курирует данную организацию. И правоохранительные органы должны подключиться.
Один из собственников активно транслирует, что происходящее является рейдерским захватом, с другой стороны, нынешние управленцы FESCO говорят, что это стандартная история в рамках коммерческой организации. В любом случае эти события вышли за пределы компании и стали проблемой не только региональных, но и федеральных властей. Без их участия ситуация не разрешится.
Региональные власти пока держат нейтралитет. Но они отмечали, что обеспокоены ситуацией, поскольку арест братьев Магомедовых произошел не вчера (братья Зиявудин и Магомед Магомедовы владеют 32,5% акций Дальневосточного морского пароходства; их обвиняют в организации преступного сообщества и особо крупных хищениях бюджетных средств. – РК). Более того, первые движения в смене руководства компании произошли в начале сентября: тогда был снят президент одного из правлений, а история с Юсуповым — это продолжение событий.
Губернатор Кожемяко ограничен в инструментах влияния. Одно дело – он может коммуницировать с руководством порта тут, а другое – попытаться повлиять на руководство FESCO. Это игрок федерального уровня, и у него есть серьезные покровители. Тут без помощи федерального центра губернатор не сможет.
Часть федеральных Telegram-каналов, которые защищают акционеров, принявших решение уволить Юсупова, раскачивают лодку. Они прокручивают историю через политику, сталкивая лбами Юсупова и Кожемяко. Но у Юсупова и Кожемяко были абсолютно рабочие отношения.