Штрафы за несоблюдение режима самоизоляции – слишком жесткая мера
Введение штрафов за нарушение гражданами режима самоизоляции – это очень плохо. Если есть штрафы, ответственность людей, значит, должна быть и ответственность властей, а ее нет. Если бы был режим ЧС, был штаб ЧС, людям объяснили бы сроки введения карантина, оказали господдержку, ввели внятную систему перемещения во время карантина, то вопросов бы не было. Да, кто нарушил – штрафуется. А тут явное нежелание нести ответственность, какие-то взятые с потолка «режимы самоизоляции» и наспех придуманные к ним штрафы по 4–5 тысяч, да еще и с конфискацией машины на штрафстоянку. При чем тут машина, которая «изолирует» людей лучше, чем улица? Почему вообще на людей нужно охотиться с этими штрафами, если у граждан скоро не будет денег их платить?
Штрафы – это страх, которого и так сейчас чересчур много. Люди не умирают от вируса так, как от сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний, а нагнетание истерики лишь способствует этому. Как обычно в России, те, кто сознательный, и так сидит дома, а если куда-то и выходит, то при необходимости, с собакой погулять или в магазин. А несознательные будут бегать от штрафов, давать взятки, в итоге не платить их. Нет коммуникации между обществом и властью. Власть считает людей дураками, люди власть – врагом, а система штрафов лишь усилит этот раскол.
На мой взгляд, это слишком жесткие меры. Эпидемии вообще нет, эпидемия – это 15 % населения (в Москве это более 1,5 млн человек), пандемия – 5 % населения (500 тысяч), а в Москве пока 2–3 тысячи, к тому же болезнь протекает довольно легко у большинства. А ущерб для экономики, и без того рухнувшей на фоне нефти и обесценивания рубля, – колоссальный, скоро многим просто не на что будет покупать еду. Все-таки подготовка к «итальянскому сценарию» – это чересчур, тем более без внятного введения ЧС.
Подобный опыт на регионы распространять не стоит. В Москве людям тяжело, а в регионах будет совсем плохо. Те, кто побежал впереди паровоза и перекрыл границы своих городов, еще столкнутся с недовольством населения.
Что касается поддержки населением принимаемых мер, то я думаю, что тут примерно 50 % на 50 %. Интересно, что панике больше всего подверглись люди в возрасте 18–35 лет и младше. У них боязнь вирусов, они страшно боятся эпидемии, поэтому готовы пожертвовать всем, лишь бы остановить эту «чуму XXI века». Те, кто более обеспокоен потерей работы и средств к существованию, а это люди в возрасте 35–55 лет, хотят снятия режима самоизоляции. Пенсионеры в целом не доверяют власти, но готовы исполнять, раз уж «по телевизору сказали».
Всеобщую самоизоляцию, видимо, продлят. Думаю, что до 24–25 апреля, скорее всего, чтобы к майским праздникам все же дать людям возможность уехать на дачи. Но есть вариант, что и до конца мая его могут продлить, до июня. Хотя в Риме собираются снимать уже 3 апреля, так что есть надежда, что и в Москве это не затянется далее середины – конца апреля. Насколько я понимаю, мы сейчас должны пройти пик по заражениям, если он будет на уровне 4–5 тысяч, то это очень низкие показатели, в принципе, режим самоизоляции можно будет снять, заменив его частичной изоляцией (закрытыми аэропортами, например).