Сокращение чиновничьего аппарата: если оно выверено, то пойдет на благо
Российских чиновников ждет очередное сокращение. Реформу анонсировал Минфин, сообщает издание «Коммерсантъ». По данным министерства, центральные аппараты федеральных ведомств будут сокращены на 10 % в 2020 году, а территориальные отделения лишатся к 2022-му 15 % сотрудников. При этом зарплаты оставшихся чиновников вырастут.
Месседж населению, бесспорно, есть. Но нужно отметить, что сокращение госаппарата – такая же нормальная процедура, как чистка зубов, потому что аппаратные структуры создаются под задачу, но сохраняются после ее решения. Причем это не российская особенность, так происходит везде.
Госаппарат сам по себе всегда разрастается, потому что появляется задача – и нижестоящий чиновник бежит к начальству с просьбой дать еще одну ставку под новые цели. Вопрос решается, а ставка остается. Поэтому сокращение аппарата – это не чрезвычайное событие (нерядовое, конечно), но вынужденное, оно периодически происходит везде.
Что касается текущей ситуации, логично, что в условиях, когда мы снижаем затраты везде и всюду, в том числе и социальные (пример тому – повышение пенсионного возраста), сокращается и госаппарат чиновников. Вопрос в том, во что это выльется. Потому что кадровые ротации можно производить по-разному. Если сокращение будет произведено функционально (я на это надеюсь), например, уволят тех, кто уже не исполняет свои функции, то это будет иметь положительный эффект. А если ротация будет механической (к сожалению, так чаще всего и происходит), это будет не самым разумным шагом. Например, когда сокращаются даже не люди, а пустые должности, оставшиеся после очередного расширения аппарата, которые никем не были заняты (потому что было известно о грядущем сокращении). То есть все зависит от того, как проводить ротации. Сокращение чиновничьего аппарата – это нерядовая, но обычная процедура.
Прямых проблем в регионах от предстоящих сокращений не будет, потому что речь идет о подразделениях федеральных ведомств, которые финансируются за счет федерального бюджета, а не регионального. То есть это не вопрос власти на местах. Но количество сотрудников в регионах не очень большое, и «1,5 землекопа» уволить не получится. Если у вас в штате всего три человека и вы одного сократили, это гораздо чувствительнее, чем если у вас, например, 30 человек, из которых сократили 10. За этим процессом нужно будет очень внимательно смотреть, тем более что речь идет о сокращениях на местах на больший процент по сравнению с центральным госаппаратом. Но и здесь встает все тот же вопрос качества производимой ротации. Если сокращение выверено, то все это пойдет на благо. Но если ротации будут делаться кампанейски, лишь бы доложить о проделанной работе, то возможны сложности.