Дороги должны финансироваться не нацпроектами, а в рутинном ежедневном режиме


Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на выездном заседании в Ижевске сообщил, что худшие дороги в Приволжском федеральном округе (ПФО) – в Чувашии, Пензенской и Саратовской областях. Как сообщало ранее ИА REGNUM, в октябре 2018 года Счетная палата выяснила, что к началу августа регионы России освоили лишь 30 % средств, выделенных субъектам РФ из федерального бюджета в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».

Строительная отрасль вообще очень емкая в плане техники и кадров. У дорожников есть еще одна проблема. Она связана с сезонностью: трассы зимой строить или ремонтировать нельзя, существует небольшое «окно», когда это можно сделать. Представьте себя на месте руководителя строительной компании. Вам нужно содержать сотрудников, технику, ее нужно где-то хранить и обслуживать. Кроме того, это техника специфическая. Например, фрезу для снятия верхнего слоя асфальта зимой вы нигде не сможете использовать, то есть ее можно только складировать, оплачивая хранение и охрану (она стоит порядка 200 тысяч евро). Чтобы не разбежался коллектив, вы должны его привлекать к каким-то работам. Представьте, что в течение пяти лет вам платят такие деньги, что вы даже оплатить хранение фрезы не можете. А потом приходят и говорят: «Давайте мы вам деньги выделим на безопасные дороги». Простите, а кто будет их строить? Откуда возьмется техника и квалифицированные кадры для этой работы?

Разовые выплаты и гранты делают только хуже, потому что их банально «осваивают». Системной работы нет, чтобы она велась, необходимо гарантировать исполнителям и подрядчикам, что каждый год на дороги будет выделяться определенная сумма, в пределах которой они смогут покупать, хранить и обслуживать технику, а также содержать персонал. Но никаких гарантий нет. Сегодня ты выиграл конкурс, завтра – нет, а послезавтра его выиграет фирма «Помойка» и выкрутит тебе руки. Естественно, что все дорожно-строительные предприятия работают по стратегии минимальных затрат на персонал и технику. Других способов у них просто нет. И дело тут не в коррупции – она является лишь следствием. Причина в фактическом отсутствии механизмов системного финансирования дорожного строительства и эксплуатации.

После того как в регион придет добрый инвестор и вложит 1 млрд рублей, вы в один момент не приобретете срезы, станки, не обучите быстро людей управлению этой сложной техникой. Чтобы научиться работать на фрезе, вы должны примерно полгода стажироваться. Если такой машины у вас нет, то придется стажироваться в Германии. Допустим, инвестор вложил в дорожную отрасль 1 млрд рублей, вы купили технику и отправили кадры на стажировку в Германию. Они обучаются там несколько месяцев. Но дорога-то не строится, в которую инвестировались средства. От вас требуют результатов. А вам нечем ее строить. Деньги есть, а людей и техники пока что нет. Более того, эти деньги вам еще могут обойтись боком, потому что вы не трассу построили, а людей в Германию отправили. Можно получить тюремный срок.

Поэтому вопросов, связанных с тем, что вовремя не освоены средства, выделенные на строительство дорог, в принципе нет. Все четко и понятно. Дороги нельзя так финансировать. Их должны финансировать ежегодно, компании, которые ведут эти работы, должны быть системными. Не должно быть ситуаций, когда конкурсы выигрывают фирмы-однодневки, а потом крупная дорожно-строительная организация лишилась денег и вынуждена распродавать свое имущество, а такое происходит нередко.

Нацпроектами дороги не финансируют. Нацпроектами финансируется строительство мостов, тоннелей, сложных уникальных сооружений. А дороги должны финансироваться в рутинном ежедневном режиме. Но этого у нас нет.

Саратов – бедный город. Деньги, которые там выделяются на эксплуатацию и строительство дорог, настолько смешные, что в Москве вы даже одну улицу гранитной плиткой не сможете замостить. А в Саратове на эти деньги должны содержать кольцевую дорогу, сеть трасс, ремонтировать их и так далее. Это город, где я впервые увидел, как ямы заделывают кирпичами, но делается это не потому, что люди несведущие, а потому, что денег нет. А туда, где нет денег, приходят жулики, чтобы разворовать оставшееся. Как можно эту ситуацию поправить? Необходимо привлекать на системной основе крупные или средние дорожные предприятия, чтобы они развивали дорожную сеть. Финансирование этих предприятий должно быть предсказуемым на три – пять лет вперед. То есть это должна быть системная работа, иначе вообще никакого смысла нет. Тогда что-то начнет меняться. Потому что сейчас в отдельных областях дорожная отрасль просто мертвая, как, например, в Кировской области.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: