Транзит власти в Башкортостане: ситуация в регионе, первые шаги Радия Хабирова и вызовы для нового руководства республики


11 октября глава Башкирии Рустэм Хамитов подал прошение об отставке. В тот же день временно исполняющим обязанности руководителя республики был назначен Радий Хабиров, до этого возглавлявший подмосковный Красногорск. Изменения, уже произошедшие в Башкортостане за этот краткий период, предполагают серьезную трансформацию политического пространства и конфигурации элит уже в ближайшей перспективе.

Радий Хабиров – выходец из республики (из деревни Сайраново Ишимбайского района). По национальности он этнический башкир из рода Юрматы, что немаловажно для его признания региональной элитой и легитимности среди коренного населения Башкирии. По образованию Хабиров юрист, что подчеркивает его стиль мышления, определенные нормы и модели поведения.

Значительный и продолжительный опыт Хабирова в сфере государственного управления как в структурах администрации президента России (2008–2016), так и в администрации президента Башкирии (2003–2008) способствовал формированию у него навыков политического менеджмента и ведения переговоров с влиятельными федеральными игроками. Опыт руководства Красногорском (2017–2018) и выведение городского округа в лидеры Московской области по инвестиционным и экономическим показателям за короткие сроки демонстрируют приобретенные им навыки хозяйственника и антикризисного управляющего, что немаловажно в условиях высокой межрегиональной конкуренции.

Кандидатура Хабирова представлялась наиболее вероятной среди других претендентов на пост главы Башкирии. Он не только сумел использовать имеющийся запас знаний и компетенций, но и продемонстрировал эффективность и умение оптимизировать работу управленческой машины на разных уровнях.

По консенсус-прогнозу экспертов, Радий Хабиров в состоянии обеспечить на должном уровне достижение основных критериев оценки эффективности субъектов Федерации, способен выстроить и мобилизовать работу правительства региона, особенно в преддверии знакового для республики столетнего юбилея, празднование которого утверждено указом президента. 2019 год для республиканских властей важен и с точки зрения строительства социальных объектов.

1. Социально-экономическое положение региона
Для социально-экономического развития Башкирии характерны те же тенденции, достижения и проблемы, которыми характеризуется экономическое развитие Российской Федерации.

Относительно благополучной выглядит ситуация в сфере промышленного производства. Его рост за первые шесть месяцев 2018 года составил 3 %, что в два раза выше, чем в среднем по стране. Рост показателей промышленного производства стал одним из факторов, обусловивших принятие планов подготовки Башкортостана к празднованию 100-летия со дня образования республики. К юбилейной дате было запланировано строительство, реконструкция и восстановление 100 объектов преимущественно социального характера. Пока новое руководство Башкирии не обозначило свою позицию по корректировке или соблюдению показателей строительства юбилейных объектов. Сохранение социальной направленности этих проектов – в интересах республики. При этом в региональной элите и общественном мнении распространена точка зрения, согласно которой планы не отвечают масштабу юбилейного события и потребностям республики.

Позитивные тенденции наблюдаются в финансовой сфере. За первые шесть месяцев 2018 года в бюджет Башкирии поступило более 114 млрд рублей доходов, что на 21 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2017-го. Республиканский бюджет вновь – после долгого перерыва – является профицитным. Существенный рост бюджетных показателей по сравнению с прошлым годом сама региональная власть связывала прежде всего с поступлениями от налога на прибыль компании «Башнефть», которая остается крупнейшим экономическим субъектом на территории региона. При этом на 1,6 млрд рублей возросли поступления от налогов на доходы физических лиц. Однако в связи со строительством юбилейных объектов региональный бюджет на 2019 год планируется дефицитным. Возникает также вопрос, почему при профицитном бюджете на протяжении последних нескольких лет не выделялись необходимые средства на решение острых социальных вопросов, насколько эффективно расходовались ресурсы.

Ключевым экономическим показателем является рост заработной платы жителей республики. Если в конце прошлого года средняя зарплата в регионе составляла чуть более 29 тысяч рублей, то по итогам первого полугодия 2018 года она выросла на 10,4 % и составила 33 тысячи рублей. При этом уровень инфляции, согласно официальным данным, сохраняется на уровне 1,4 % – исторический минимум для Башкортостана.

Наиболее заметная экономическая проблема – ухудшение инвестиционной ситуации. В первом полугодии 2018-го инвестиции сократились почти на 4 %, составив 90 млрд рублей. Падение объема инвестиций происходит второй год – проблема приобретает системный характер. Второй проблемный аспект – сокращение темпов строительства. В первом полугодии текущего года было введено 870 тысяч квадратных метров жилья – на 15 % меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

Ключевые проблемы региона обусловлены кризисом в системе предоставления социальных услуг. Наиболее сложной является ситуация в системе здравоохранения. Показатели Башкирии уступают среднероссийским по таким ключевым критериям, как средняя продолжительность жизни населения (она выросла до 71,7 года за прошедшие несколько лет, но это все равно ниже среднероссийского значения, которое составляет 72,9 года), обеспеченность населения лекарствами, рост заболеваемости онкологией.

Серьезной остается проблема сохранения трудовых ресурсов, связанная с большим оттоком рабочих рук, в том числе вахтовых рабочих, в другие регионы. Продолжается отток из региона молодежи, во многом обусловленный отсутствием в Башкирии федерального или национального-исследовательского университета.

В целом социально-экономическое развитие Башкортостана неоднородно. Стабильное развитие экономики и рост ряда показателей в сфере промышленного производства оттеняются существенными социальными проблемами.

2. Общественно-политическая ситуация в Башкортостане

Общественно-политическая ситуация в Башкортостане относительно стабильна, устойчива. Однако на фоне в целом неблагоприятной федеральной повестки ситуация меняется. Кроме того, есть постоянно действующие факторы, которые стали частью негативной повестки, транслируемой оппозиционными политическими партиями.

Основной конфликтной темой в последние месяцы стала ситуация, развивающаяся вокруг разработки шихана Тратау, которая породила конфликт между руководством республики и частью общественности с одной стороны (выступают за сохранение шихана) и Башкирской содовой компанией – с другой (настаивает на разработке шихана). «Содовая проблема» нашла существенное отражение в региональной информационной повестке. Экологическая проблематика вообще активно используется протестными группами региона. В течение последнего года экологические протестные акции проводились в нескольких муниципалитетах Башкирии (наиболее крупные из них – в Благовещенске и Белорецке).

Значительное внимание республиканской общественности привлекает проблема обманутых дольщиков. Вначале протесты дольщиков носили частный характер, но постепенно также приобрели политизированный оттенок. В 2012–2013 годах региональной власти практически удалось купировать эту проблему, но спустя несколько лет она вновь дала о себе знать. Постоянное нарастание проблем обманутых дольщиков сделало этот вопрос одной из центральных тем регионального протеста.

В числе наиболее острых политических вопросов – полемика о характере преподавания башкирского языка в школах. Фактически в обществе нет единства мнений по данному вопросу. Во многом оно разделено по этническому принципу (большинство башкир настаивают на обязательном изучении языка, в то время как татары и русские в основном выступают за добровольное преподавание башкирского в школах). В последнее время острота проблемы несколько спала – в том числе благодаря мерам, принятым правительством региона (грантовая поддержка проектов по продвижению башкирского языка в сфере культуры и образования).

3. Конфигурация элит
В последние годы в регионе сложилось несколько элитных групп. Каждая из них ориентирована на одного лидера, занимавшего ключевое место во властной иерархии, однако отличается значительными способностями к адаптации.

Во-первых, группа политической элиты, оставшаяся лояльной прежнему руководителю региона Муртазе Рахимову. В течение первых месяцев руководства Рустэма Хамитова большинство лояльных Рахимову чиновников были заменены новыми руководителями. Несколько медленнее этот процесс проходил на муниципальном уровне, где последние назначенцы Рахимова были смещены лишь в 2016–2017 годах.

Во-вторых, представители политической элиты, адаптировавшиеся к стилю руководства Рустэма Хамитова и строившие при нем карьеру. Среди представителей региональной политической элиты таких абсолютное большинство. При этом политическая карьера представителей этой группы развивалась по-разному. Часть из них, начав карьеру в администрации или правительстве региона, в дальнейшем не нашла общего языка с Хамитовым и покинула республику (Ростислав Мурзагулов, Аббас Галлямов, Рустем Ахмадинуров, Шамиль Валеев, Гузель Ибрагимова и другие).

В-третьих, представители нынешней административной элиты в большинстве своем рекрутировались в высшие эшелоны власти в период руководства республикой Хамитова. Несмотря на то что их политическая карьера начиналась в «рахимовский» период, именно при Хамитове они смогли выдвинуться в высшие эшелоны региональной элиты.

Непросто складывались отношения Хамитова с главой администрации Уфы Иреком Ялаловым. В результате сложных внутриэлитных договоренностей осенью 2018 года Ялалову было предложено место в Совете Федерации, которое он получил после выборов в региональный парламент (как представитель региональной законодательной власти). Сейчас исполняющим обязанности мэра Уфы является Салават Хусаинов. При этом наиболее вероятной кандидатурой на пост уфимского градоначальника до недавних пор был генеральный директор Башкирской генерирующей компании (входит в «ИнтерРАО») Александр Симановский. Однако после отставки Хамитова ситуация изменилась. Теперь высока вероятность того, что новым сити-менеджером Уфы станет Ульфат Мустафин, с которым новый врио республики Радий Хабиров работал еще в администрации Рахимова. Мустафин – хозяйственник, который определенно не будет стремиться к публичности, но четко встроится в региональную вертикаль. Вероятный приход в уфимскую мэрию Мустафина – важный элемент построения новой республиканской конфигурации элит. Очевидно, в ближайшие месяцы мы увидим развитие этого процесса.

4. Радий Хабиров: первые шаги

В первые дни работы Хабиров постарался продемонстрировать, что в регион пришел не только опытный политик, но и антикризисный менеджер. Первые шаги Хабирова на посту главы Башкирии свидетельствуют о том, что он делает акцент на усилении взаимодействия между всеми уровнями власти: местным, региональным и федеральным, в том числе и силовым блоком. Равноудаленность Радия Хабирова от групп влияния подчеркивает его лидерский тип управления, уже заметна «умеренная централизация» региональных властей.

В ходе первой встречи с представителями местной политической элиты новый руководитель республики наградил своего предшественника Рустэма Хамитова орденом «За заслуги перед Республикой Башкортостан». В тот же день Радий Хабиров встретился с первым руководителем республики Муртазой Рахимовым, затем провел встречи с лидерами крупнейших конфессий: председателем Центрального духовного управления мусульман России, верховным муфтием Талгатом Таджуддином и митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном.

Однако Хабиров не ограничился встречами с лидерами общественного мнения и бывшими руководителями. В оперативном режиме он посетил предприятия компании «Башнефть». Глава Башкирии осмотрел установку по производству водорода на «Новойле» и очистные сооружения на заводе по переработке нефти «Башнефть-Уфанефтехим». Безусловно, это связано с тем, что «Башнефть» – крупнейшее предприятие региона, ключевой налогоплательщик.

Симптоматично, что одним из первых пунктов своей программы глава Башкортостана выбрал посещение Уфимского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Региональные медиа не стали акцентировать на этом внимание, хотя решение социальных вопросов может стать основным направлением работы власти в ближайшее время.

Решению вопросов социально-экономического развития была посвящена первая правительственная оперативка. Врио главы Башкирии потребовал от подчиненных решить проблему общественного транспорта в Уфе, а также подверг критике состояние дел в системе здравоохранения. Возмущение Радия Хабирова вызвало также отсутствие поликлиник в новых жилых микрорайонах Уфы.

По итогам первых дней работы Хабирова в отставку ушли ряд высокопоставленных чиновников башкирского правительства. 22 октября все восемь вице-премьеров правительства республики подали заявления об отставке. При этом врио главы республики не принял отставку трех членов правительства. Ф. Самедов (курирует работу полпредства республики в Москве), И. Тажитдинов (руководитель аппарата правительства) и И. Фазрахманов (курирует сельское хозяйство) продолжат работу в правительстве в статусе исполняющих обязанности. По имеющейся информации, премьер-министр Р. Марданов также написал заявление об отставке, однако Р. Хабиров не принял его. Также принято решение о замене Е. Маврина на должности руководителя администрации главы республики, однако, вероятно, опытный управленец продолжит работу в команде Хабирова (не исключено, что в правительстве республики). На должность руководителя администрации главы Республики Башкортостан назначен А. Сидякин, который сложил с себя полномочия депутата Госдумы от «Единой России». Это решение свидетельствует о том, что Хабиров обладает высоким авторитетом среди федеральных элит и ориентируется на более интенсивное и эффективное взаимодействие с федеральным центром.

5. Радий Хабиров: вызовы

По первым двум неделям работы Р. Хабирова в статусе врио можно констатировать, что в республике формируется динамичная модель управления, направленная на поиск скрытых и (или) ранее не использованных ресурсов, а также повышение эффективности. С высокой долей вероятности можно предположить, что кадровые изменения затронут разные уровни исполнительной и муниципальной власти республики и будут носить системный характер. Назначение нового руководителя администрации главы республики свидетельствует о готовности Хабирова приглашать на работу не только кадры из республики. Помимо этого, встреча с молодыми участниками проекта «Лидеры России» показывает стремление нового руководителя сформировать эффективный и постоянно обновляющийся кадровый резерв, который будет активно (а не номинально) использоваться в кадровой политике. Тем более что он уже неоднократно публично заявлял, что возможность вхождения в его команду есть у многих.

Концептуальное оформление новой конфигурации власти может быть сформулировано как «развитие через наведение порядка». Хабиров будет выступать надежным и авторитетным проводником политики федерального центра.

Актуальная социально-экономическая и общественно-политическая ситуация сформулировала перед Р. Хабировым ряд вызовов.

1. Необходимость консолидации элит. В элитах республики существуют открытые конфликты и разобщенность. Задача Хабирова – прекратить эти конфликты, сформировать устойчивую вертикаль власти и не допустить выхода конфликтов в публичную плоскость. Первые действия Р. Хабирова в должности главы республики (встречи с М. Рахимовым и Р. Хамитовым) свидетельствует о том, что врио руководителя региона уже начал решать эту задачу.

2. Повышение эффективности работы административных элит. Хабиров ясно дал понять, что чиновникам на всех уровнях необходимо повысить эффективность и производительность своей работы. Рефреном звучит идея повысить информационную открытость муниципальной власти, руководители которой должны активнее работать в соцсетях. Однако главное содержательное послание нового руководителя региона заключается в необходимости комплексного повышения эффективности работы. В условиях строгой установки федерального центра на эффективное использование бюджетных средств перед Р. Хабировым стоит задача подготовить мощную команду экономистов, способных результативно обеспечивать участие Башкортостана в приоритетных национальных проектах. В этом контексте опыт соседнего Татарстана, с которым прекрасно знаком новый руководитель администрации главы республики А. Сидякин, может быть полезен и Башкортостану.

3. Повышение качества администрирования системы здравоохранения. За последние годы в Башкирии наибольшее количество претензий было высказано именно в этой сфере. Понимая ключевое значение здравоохранения для нормального жизнеобеспечения, Хабиров сделал ставку на повышение качества управления в этой сфере. Была ясно обозначена и необходимость дополнительных финансовых вложений в здравоохранение.

4. Развитие системы общественного транспорта в столице Башкирии – Уфе. Одним из первых указаний в адрес руководства Уфы было требование навести порядок в сфере общественного транспорта. До последнего времени в столице республики функционировало около 1,5 тысячи маршрутных такси (так называемые пазики), которые не проходили конкурс в муниципалитете и фактически имеют статус нелегалов. В соответствии с опытом развитых в смысле работы транспорта городов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань) Хабиров требует сделать работу транспорта регулярной и регулируемой муниципалитетом. Вероятнее всего, эта проблема найдет планомерное и последовательное решение.

5. Снижение уровня социального недовольства и протеста. В последние годы республика в целом и ее столица Уфа нередко выступали ареной для протестных акций. Причем речь идет о протестных акциях и локального (сообщество спортивных федераций, дольщики), и регионального (башкирский язык, экология), и федерального характера (протесты против пенсионной реформы и действующей власти). Одна из важнейших задач Хабирова как опытного политика – снизить социальное недовольство с помощью более адекватной социально-экономической политики и купировать острые проявления протеста.

6. Решение производственной проблемы Башкирской содовой компании. Одна из сложнейших проблем, доставшаяся Р. Хабирову от предыдущего руководства, заключается в необходимости найти баланс между производственными целями Башкирской содовой компании и мнением общественности, выступающей за сохранение шихана Тратау.

7. Повышение качества экономической политики, привлечение инвесторов. Решение этой задачи предполагает плотное и конструктивное взаимодействие с бизнесом, которое может быть обеспечено за счет качественной административной навигации и предоставления бизнесу необходимых условий для работы.

8. Сохранение межнационального баланса. За исключением локальных конфликтов, уровень межнационального согласия в республике можно оценить как достаточно высокий. Задача нового руководства республики – сохранить этот баланс и проводить выверенную национально-культурную политику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: