Основным бенефициаром распределения постов в курултае Башкирии стала «Единая Россия»
Константин Толкачев в пятый раз выбран председателем Госсобрания – курултая РБ. Новоизбранный состав депутатов проголосовал за это решение на проходившем 28 сентября первом пленарном заседании шестого созыва.
Выборы депутатов шестого созыва Госсобрания – курултая РБ состоялись 9 сентября. По информации Центризбиркома Башкортостана, голоса избирателей распределились следующим образом: «Единая Россия» – 58,31 %; КПРФ – 18,80 %; ЛДПР – 9,96 %; «Справедливая Россия» – 5,47 % «Патриоты России» – 3,95 %, «Зеленые» – 1,98 %. Пятипроцентный барьер преодолели четыре партии. Таким образом, итоги голосования по числу мандатов следующие: «Единая Россия» – 79; КПРФ – 15; ЛДПР – 7; «Справедливая Россия» – 5; «Патриоты России» – 2; РЭП «Зеленые» – 1. Один мандат у самовыдвиженца.
Николай Евдокимов:
– Одной из ключевых тем региональной политической повестки последних дней стало распределение мандатов среди представителей партий, прошедших в курултай. Вопрос распределения должностей в курултае (вице-спикеров и руководителей комитетов регионального парламента) важен еще и потому, что позволяет сохранять региональные отделения политических партий в информационно-политическом пространстве.
«Единая Россия» стала одним из главных ньюсмейкеров данного процесса благодаря выдвижению на пост спикера курултая Константина Толкачева, который возглавляет башкирский парламент с 2002 года. Выдвижение Толкачева значительной частью общества было воспринято со скепсисом, вызванным тем, что его кандидатура не вполне вписывается в общероссийский партийный тренд на обновление руководящего состава «Единой России». Это проявилось и в голосовании на первом заседании курултая 28 сентября. Пять депутатов проголосовали против Толкачева, несколько воздержались, что для обычно единодушного башкирского парламента скорее исключение, чем правило. При этом надо признать, что сопоставимых с Толкачевым по статусу и влиянию политиков в региональной «Единой России» на данный момент нет. В этой связи потенциально интересным выглядит выдвижение на должность вице-спикеров курултая Эльвиры Аиткуловой и нового руководителя фракции Рустама Ишмухаметова. Оба политика относительно молоды, но уже имеют опыт публичной политической деятельности, а благодаря ему и относительно высокую узнаваемость среди населения Башкортостана.
Коммунистическая партия выдвинула на должность вице-спикера Вадима Старова, который уже исполнял аналогичные функции в предыдущем составе курултая. Выдвижение Старова было ожидаемо. Это наиболее системный политик среди представителей КПРФ в курултае, к тому же имеющий некоторую узнаваемость в республике. Учитывая, что в ходе избирательной кампании отношения КПРФ с властью серьезно обострились, выдвижение Старова как человека, способного найти общий язык с оппонентами, представляется логичным.
ЛДПР, занявшая на региональных выборах третье место, не смогла провести своего кандидата на должность вице-спикера или на пост председателя одного из комитетов Госсобрания республики. Если первое закономерно, то второе представляется не вполне логичным. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что, несмотря на попадание в курултай и создание собственной фракции, статус ЛДПР в системе региональной власти по-прежнему невысок.
Четвертой и последней партией, преодолевшей на выборах пятипроцентный барьер, стала, как и в Государственной думе, «Справедливая Россия». При этом партия не имеет в своих рядах хорошо узнаваемых лиц, поэтому закономерным представляется то, что она не получит поста вице-спикера парламента. Хотя, как и ЛДПР, формально могла бы претендовать на один из парламентских комитетов. Однако следует учитывать, что в отличие от ЛДПР «Справедливая Россия» фактически только сейчас стала полноценным игроком на партийно-политическом поле региона. В этих условиях партийной фракции нужно время для наработки политического опыта.
В целом первый день работы регионального парламента и результаты распределения ключевых должностей говорят о том, что главным бенефициаром оказалась «Единая Россия», которая не только сохранила пост председателя и двух вице-спикеров из трех, но и будет контролировать 11 парламентских комитетов из 12.