Отчет Клычкова: основные приоритеты
— Андрей Клычков входит в курс дел региона, которым он направлен руководить. Это очень важный момент, потому что какое-то время назад он выступал с инвестиционным посланием и тогда очень многие эксперты говорили, что оно было очень абстрактным и по нему сразу было заметно, что пока Клычков не очень хорошо себе представляет тот регион, в который он прибыл в качестве врио губернатора.
Сегодня, анализируя отчет, достаточно четко видно, что за это время Клычков хорошо вник в проблемы региона, представляет себе его ключевые болевые точки и, в принципе, у него постепенно формируется некая стратегия, некий подход к тому, чтобы вывести регион из депрессивного состояния. Пока отчасти эта стратегия прописана, отчасти нет, но диагностирующая часть и в какой-то мере та часть, которая предлагает решать проблемы, уже выглядят гораздо более конкретно, чем все предыдущие выступления врио.
Регион сложный, и Клычков не скрывал, что в прошлом году в Орловской области не было промышленного роста, регион глубоко дотационный и есть серьезные проблемы с наполнением бюджета. Соответственно, он не может активно выполнять социальные обязательства и проводить активную социальную политику, потому что сталкивается с серьезными бюджетными ограничениями. По большому счету в отчете это прозвучало.
Успехи можно наблюдать только в сельском хозяйстве, и мы понимаем, что большую роль здесь играет эффект импортозамещения и государственная поддержка, которая оказывается сельскохозяйственным производителям. Опять-таки, несмотря на то, что в Орловской области эти успехи есть, у соседей по тому же Черноземью успехи более впечатляющие, более того, эти соседи уже довольно активно развивают переработку, а в Орловской области более активного развития переработки и сопутствующих сельскому хозяйству отраслей не наблюдается.
Кроме того, Клычков откровенно сказал, что бюджетные ограничения пока не позволяют сформировать бюджет развития, хотя ему хотелось бы это сделать. На мой взгляд, в отчете достаточно четко и правильно расставлены приоритеты. Клычков говорил, что есть несколько ключевых приоритетов. В их числе, первый – формирование работающей системы управления. Это абсолютно верно, потому что без эффективной системы управления совершенно невозможно вывести область из депрессивного состояния, более того, Клычков понимает, что эта система должна быть не только адаптированной к задачам развития, но она должна и лично для него быть понятной и функциональной. Пока этой системы у него нет.
Второй – это формирование бюджетообразующих производств и их поддержка, это опять же связано с огромным количеством бюджетных ограничений и для выполнения расширенных социальных обязательств и для развития, о котором говорил Клычков. Поэтому поддержка и формирование новых бюджетообразующих производств – это важнейший приоритет.
Третий – это инвестиции, и это тоже правильно, потому что без привлечения инвестиционных ресурсов не возможен выход области из стагнации.
Четвертым ключевым приоритетом, что интересно, Клычков поставил экологию.
Он не назвал инфраструктуру, с моей точки зрения, об этом необходимо было упомянуть. Но он затем вернулся к инфраструктурным проблемам во второй части своего отчета, когда говорил о конкретных проектах развития, и было достаточно большое внимание уделено инфраструктурным проектам, в том числе тем, которые Клычков будет курировать лично.
В принципе, приоритеты расставлены правильно.
Еще один момент, который стоит отметить, это то, что в первой части отчета была констатирующая позиция и постановка задач, во второй врио губернатора говорил о конкретных проектах, и эти проекты выглядели довольно осязаемо.
Что осталось неконкретизированным – пока нет основных контуров вокруг работающей системы управления. То есть врио губернатора констатирует, что это ключевой приоритет, но пока неясно, какой он эту систему управления видит.
Немаловажный момент, который удалось Клычкову осуществить, что выгодно отличает его от опытных соседей – это то, что он 18 марта параллельно с президентскими выборами провел в районах местные опросы населения в части определения ключевых приоритетов бюджетной политики. Это довольно интересная находка, потому что, фактически, население привлекалось к формированию основных целей социальной и экономической бюджетной политики. В Черноземье о таких прецедентах я не слышал, и это тем более важно, поскольку это выводит проблему формирования бюджетных приоритетов в публичную плоскость, кроме того, это важно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Клычков честно говорит жителям, что бюджетные ресурсы ограничены, и предлагает вместе определить ключевые приоритеты. Это интересный момент в формировании обратной связи. Кстати, Клычков также говорил о том, что необходимо в рамках системы управления разработать механизмы обратной связи общеоперативного реагирования на те или иные проблемы, которые ставит население. В том числе, граждане смогут оперативно реагировать на проблемы с инфраструктурными проектами, на проблемы с тратой бюджетных ресурсов и так далее.
Что касается поставленных Клычковым задач, то, на мой взгляд, не очень четко была обозначена их бюджетная обеспеченность. То есть понятно, что задачи есть, но как врио губернатора планирует динамику бюджета, что с ним будет происходить, насколько эти обязательства и задачи обеспечены бюджетными ресурсами, и как в дальнейшем будет дело обстоять, не очень понятно.
Также стоит отметить по поводу инвестиций, уже в отчете были заявлены несколько конкретных инвестиционных проектов. Были произнесены правильные слова о формировании позитивной и привлекательной инвестиционной среды, в том числе было четко сказано, что инвесторы придут туда, где есть хотя бы относительная политическая стабильность. В этом смысле, конечно, в сентябре, когда пройдут выборы, Клычков даст понятный сигнал, что власть в ближайшие пять лет должна быть относительно устойчивой. Но кроме этого, стоило конкретизировать механизмы поддержки инвесторов.
Совершенно очевидно, что отчет в отличие от инвестиционного послания выглядел гораздо более четким, конкретным, структурированным. Ясно, что врио губернатора входит в проблематику региона, и действительно постепенно вырабатывает стратегию по выводу региона из депрессивного состояния.