Политическое консультирование. Профессия и рынок.
На V Конгрессе РАПК 24 марта известные политтехнологи и политконсультанты в рамках секции «Роль политического консультирования и развитие демократии в новых политических реалиях» представили свой взгляд на будущее профессии, ценности и принципы политического консультирования.
Одним из спикеров стал генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов.
По его словам, стоит четко отделять понятие политического консультанта от политического технолога и лоббиста. Главная функция консультанта – консультирование, что подразумевает предложение определенных решений в регулярном режиме. Политический консультант должен уметь (несмотря на уникальность запроса клиента) превратить запрос в набор относительно стандартных решений и найти исполнителей для каждого этапа, то есть «технологизировать» процесс.
Также успешного политического консультанта определяет регулярный характер деятельности — специалист, который ждет политического сезона, не может быть эффективным. В работе политконсультанта необходим диверсифицированный подход к заказам, который позволит специалисту не зависеть от одного игрока. Тем более, что рынок политконсалтинга более открытый и конкурентный, чем принято считать. Потенциальными клиентами являются федеральные структуры власти; региональные администрации; политические партии и «большие партийные машины»; корпорации; отдельные политики и предприниматели. Эффективно функционировать на этом рынке политконсультанту помогает соблюдение трех основных условий: регулярная публичная аналитика, использование ресурсов влияния, таких как рейтинги, и работа специальных медийных ресурсов.
К отдельным конкурентным преимуществам политконсультанта можно отнести способность оказывать не только основные, но и сопутствующие услуги, а именно: регулярное взаимодействие с региональной и федеральной элитой, разрешение внутриэлитных и медийных конфликтов, а также возможность оказывать услуги лоббиста.
Профессия политконсультанта предполагает четыре основных вопроса-ограничения, ответить на которые каждый конкретный специалист должен самостоятельно. Как реагировать на требование клиента нарушить закон? Консультант либо предостерегает клиента от этого, либо прекращает сотрудничество. Второй вопрос, что делать, если то, что предлагает консультант, не востребовано клиентом? В этой ситуации консультант меняет структуру оказываемых услуг или прекращает сотрудничество с клиентом. Третий вопрос, что предпринять, если дальнейшее консультирование клиента возможно только путем интеграции консультанта в структуру клиента? Отвечая на этот вопрос, политконсультанту необходимо помнить, что принятие такого предложения может грозить потерей других заказов и утратой роли на рынке. И самая распространенная дилемма: что делать, если взгляды не совпадают со взглядами клиента? В этом случае консультант сам принимает решение о том, насколько это для него важно.
Подготовлено по итогам V Конгресса РАПК