САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ НА СТАРТЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ, КОНФИГУРАЦИЯ ЭЛИТ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Занимая четвертое место по численности населения среди регионов Приволжского федерального округа и двенадцатое – среди регионов России в целом, Самарская область имеет важное электоральное значение для федеральных избирательных кампаний, и президентская кампания 2018 года не является исключением. Относительная близость региона к Москве и его предвыборное значение привлекают к области заметное внимание независимых наблюдателей и СМИ. Это дополнительно мотивирует власти на работу по предотвращению претензий к организации предвыборной кампании в регионе.
В Самарской области, где пересекаются интересы целого ряда крупных корпораций, сформировалась сложная конфигурация элит. Серьезный экономический потенциал одного из ведущих индустриальных регионов и важных транспортных узлов страны сочетается с застарелыми социально-экономическими проблемами, что не может не влиять и на политическую ситуацию в области. Все это ставит серьезные задачи перед командой врио губернатора Дмитрия Азарова и превращает регион в важное поле для работы штабов ключевых кандидатов в президенты.
Электоральный ландшафт
Самарская область традиционно характеризуется уверенным лидерством Владимира Путина и серьезным преимуществом КПРФ в борьбе за оппозиционный электорат.Сохраняется традиционная для России разница между сельскими районами и крупными городами – более высокая явка и поддержка властей в селах, больший уровень протестного голосования в городах. На федеральных выборах в регионе сохраняется сравнительно высокая явка, хотя Самарская область не является лидером по этому показателю по Приволжскому федеральному округу.
По итогам думских выборов 2016 года по уровню лояльного властям голосования (по результатам «Единой России») в регионе лидировали преимущественно аграрные Красноармейский (87,0%) Челно-Вершинский (81,86%), Хворостянский районы (80,17%), а также аграрный и нефтегазодобывающий Похвистневский район (80,92%). Самые скромные результаты «Единой России» предсказуемо наблюдались в Автозаводском районе Тольятти (35,38%), Октябрьском районе Самары (38,15%), Жигулевске (38,03%)
Близкая картина отмечалась на президентских выборах 2012 года. Одни из самых высоких результатов Владимира Путина были отмечены в Похвистневском (69,78%) и Хворостянском районах (78,13%), сравнительно низкие – в Новокуйбышевске (5,78%). Результаты по Октябрьскому району Самары (55,43%) и самому на тот момент протестному Комсомольскому в Тольятти (52,67%) также ожидаемо отличались от голосования в «цитаделях лояльности», но с куда меньшим отрывом, чем впоследствии на думских выборах-2016.
Для Геннадия Зюганова центрами поддержки в 2012 году стали Борский (26,54% против 20,55% по региону в целом), Алексеевский районы (26,11%), а один из самых низких результатов был зафиксирован в Хворостянском (9,91%). Для Владимира Жириновского в ходе той же кампании самым высоким был результат в Волжском районе (8,97%), самым низким – в Камышлинском (1,95%). Для Михаила Прохорова, целевой аудиторией которого стал, в первую очередь, городской протестный электорат, самые лучшие показатели были ожидаемо достигнуты в Октябрьском районе Самары (13,26%) и Новокуйбышевске (10,13%), самые слабые — в Похвистневском районе (2,83%).
В ходе думских выборов 2016 года для КПРФ центрами поддержки стали Комсомольский район Тольятти (21,06%), Октябрьский район Самары (21,08%), Камышлинский район (18,14%). ЛДПР один из самых лучших результатов получила в Жигулевске (19,85%). «Яблоко» — в Ленинском (6,12%) и Октябрьском (6,05%) районах Самары
Тенденции, характеризующие активность избирателей в ходе федеральных предвыборных кампаний в регионе, позволяют прогнозировать активность в кампании 2018 года. Явка в 2012 году была ниже, чем по стране в целом (60,77 % против 65,34%), а в 2016-м – несколько выше среднероссийской (52,87 % против 47,88 %). Более высокие показатели активности избирателей в регионе часто связывали с методами работы команды Николая Меркушкина. В любом случае явка избирателей в ходе президентской гонки-2018 в Самарской области, вероятно, будет несколько ниже общероссийской.
По данным социологического исследования, проведенного специалистами Самарского государственного университета в конце января, 56,6% опрошенных в регионе планируют прийти на избирательные участки, а 47,2% считают эти выборы важными лично для себя. При этом активность избирателей может вырасти – в том числе благодаря интенсивной кампании ключевых кандидатов. В Самаре, возможно, на участки придет большая доля жителей, чем в Тольятти, где сложная социально-экономическая ситуация усиливает апатию избирателей.
Стоит отметить и другую важную тенденцию, связанную с явкой. По данным ЦИК РФ, по сравнению с соседними регионами ПФО в Самарской области этот показатель и на президентских выборах-2012, и по итогам думской кампании-2016 (60,77 % и 52,87% соответственно) был — по понятным причинам — заметно ниже, чем в Татарстане (82,99 % и 75,75%); ниже, чем Саратовской области (66,44 % и 64,4%) и сопоставим с данными по Ульяновской области (63,52% и 52,3%). Вероятно, эта тенденция сохранится и по итогам нынешней кампании.
Среди оппозиционных кандидатов относительно благоприятные условия для ведения кампании сохраняются у Павла Грудинина.В области действует активное отделение КПРФ, которое готово подключиться к его предвыборной кампании (анонсированные самарскими коммунистами в январе акции по поводу социальных льгот одновременно должны пройти под лозунгом поддержки П.Грудинина). В то же время активная федеральная кампания Владимира Жириновского будет работать на усиление его позиций и в Самарской области.
В то же время рост доверия населения региона к властям после усилий, предпринятых Д.Азаровым, дополнительно работает на результат Владимира Путина. Можно ожидать прироста поддержки действующего президента в городах региона. Вероятно, кампания пройдет с существенно меньшим числом претензий наблюдателей к избирательному процессу, чем это было в период губернаторства Н.Меркушкина.
Региональные элиты. Согласование интересов
Хотя влияние региональных конфликтов на президентскую кампанию часто преувеличивается, большая степень консолидации местных элит (или долговременные компромиссы между разными группами) снижает интенсивность крупных скандалов, а значит, формирует более благоприятную среду для кампании В.Путина по конкретному региону. С приходом на пост губернатора Дмитрия Азарова консолидация элит определенно усилилась.
Характерной особенностью эволюции политического ландшафта Самарской области при Н.Меркушкине стало значительное охлаждение отношений с местными и федеральными элитами и лоббистами финансово-промышленных групп по сравнению с началом его губернаторского срока. Потеря рычагов федерального лоббирования и изоляция губернаторской команды объясняется в том числе искаженной оценкой Н.Меркушкиным своих возможностей как назначенного администратора в «чужом» регионе.
Во-первых, попытки сделать из губернаторской команды не просто ключевой, но единственный центр принятия решений в противовес другим элитным группам и даже институтам (противоречия в рамках регионального отделения «Единой России») нередко приводили к открытым конфликтам.
Во-вторых, переход Н.Меркушкина и ряда связанных с ним мордовских чиновников в Самару сопровождался давлением на представителей прежней команды (экс-губернатора В.Артякова) и экспансией близкого к Н.Меркушкину бизнеса на самарский рынок в ущерб интересам местных предпринимателей.
В-третьих, работа электоральной машины Н.Меркушкина вызывала многочисленные вопросы и нарекания и в долгосрочной перспективе работала на снижение доверия к процедуре выборов в области.
Кроме того, в качестве факторов, способствовавших досрочной отставке экс-губернатора можно назвать ряд непопулярных решений, в том числе в социальной сфере, неосторожные высказывания и возраст Н.Меркушкина.
Прежде всего Н.Меркушкин серьезно осложнил отношения с группой «Ростеха» (владеет долей в компании, которой принадлежит контрольный пакет «АвтоВАЗа», и рядом других крупных региональных предприятий), которая имеет серьезные интересы в регионе и изначально выступала за его назначение. Оказавшись во главе региона, Н.Меркушкин начал давление на группу прежнего губернатора-варяга В.Артякова (2007-2012), бывшего президента ООО «Группа «АвтоВАЗ» и нынешнего заместителя С.Чемезова.
Н.Меркушкин часто подвергался критике за недостаточное внимание к проблемам «АвтоВАЗа». В период нахождения у власти экс-губернатора произошло банкротство «АвтоВАЗагрегата», что привело к всплеску безработицы в Тольятти.
Напряженные отношения бывшего губернатора с группой «Ростеха» вышли в публичное поле после праймериз «Единой России» перед выборами в Самарскую губернскую думу в 2016 г., когда Н.Меркушкин в обход результатов предварительного голосования удалил из списка людей, близких к структурам «Ростеха», заменив их на представителей «команды губернатора». Ситуация потребовала вмешательства федерального центра.
Другим ключевым конфликтом, косвенно связанным с интересами «Ростеха», стало противостояние с «группой газовиков», к которому относят влиятельного бизнесмена В.Аветисяна, владельца холдинга «Волгапромгаз» и советника С.Чемезова. В начале 2017 г. ФАС возбудила дело в отношении Н.Меркушкина за нарушение конкуренции на газовом рынке и лоббирование интересов «Газпрома» в ущерб позициям ООО «Средневолжская газовая компания», входящей в структуры «Волгапромгаза». Примечательно, что «Газпром Межрегионгаз Самара» возглавляет бывший партнер В.Аветисяна депутат Самарской губдумы А.Кислов. Давление на экс-губернатора по линии «Газпрома» предположительно в интересах «Волгапромгаза» и «Ростеха» (В.Аветисян, В.Артяков и др.) дает представление о соотношении сил в регионе.
Напряженные отношения сохранялись у Н.Меркушкина с А.Хинштейном и – опосредованно — с полпредом президента в ПФО М.Бабичем.
Не сложились отношения у Н.Меркушкина и с местными бизнес-элитами. В этой связи можно отметить конфликт с влиятельным бизнесменом, главой группы «Родник» и депутатом Губдумы А.Милеевым, которому неоднократно отказывали в продлении лицензии на ликеро-водочный комбинат.
При Н.Меркушкине ослабли позиции В.Симонова (влиятельный сызранский бизнесмен, бывший председатель гордумы до назначения лоббиста «Роснефти» Н.Лядина), официального представителя «Ростеха» в регионе и депутата Губдумы А.Ушамирского (в частности, при лоббировании интересов В.Вексельберга контроль над самарским аэропортом во многом перешел ему от А.Ушамирского), бизнесмена А.Шаповалова и др.
Напротив, относительно благоприятные отношения Н.Меркушкин поддерживал с бывшим губернатором Самарской области К.Титовым, который, впрочем, утратил серьезное влияние в регионе. Неплохие отношения складывались у Н.Меркушкина с В.Вексельбергом, которому он передал контроль над сферой ЖКХ в регионе (ООО «Самарские коммунальные системы»).
Несмотря на то, что экс-губернатор настроил против себя различные влиятельные группы местной и федеральной элиты, его основные противники действовали автономно и преследовали свои интересы, которые у нескольких групп могли пересекаться, но о консолидации как таковой на противоположном экс-губернатору фланге говорить не приходится. В связи с этим назначение Д.Азарова не стоит воспринимать как однозначное усиление одной из групп, безусловным лоббистом которой он мог бы выступать. Например, наиболее очевидным кандидатом от «Ростеха» считали депутата Госдумы В.Гутенева. Новый врио губернатора потому и может считаться компромиссной фигурой, что он обладает существенной независимостью и пространством для маневра.
Прежде всего Д.Азаров устраивает основных игроков на федеральном уровне. Так, одним из первых кадровых шагов после возвращения в регион Д.Азарова стало назначение А.Когтева полпредом губернатора Самарской области при президенте. А.Когтев является выходцем из структур «Волгапромгаза» и вместе с тем долгое время проработал вместе с С.Кириенко сначала в качестве федерального инспектора в Самарской области, а затем и в структурах «Росатома». В отличие от Н.Меркушкина, Д.Азарова связывают дружеские отношения с бывшим депутатом от Самарской области А.Хинштейном, а также его можно считать более приемлемым губернатором для действующего полпреда в ПФО М.Бабича.
У Д.Азарова есть опыт взаимодействия с группой влиятельного бизнесмена В.Аветисяна, что делает его компромиссной фигурой и для «Ростеха», и для «Роснано», и для Д.Абызова. Кроме того, действующий врио Самарской области является одним из авторов идеи «Открытого правительства» и входил в сотню президентского резерва Д.Медведева.
Элитное поле региона: четыре кластера
В целом элитное поле региона на этапе политического транзита можно разделить на четыре условных кластера: антагонисты (представители старой команды); отдельные представители или группы влияния, с которыми возможно осложнение отношений при неблагоприятном развитии событий (требует особого внимания); представители команды врио губернатора, с которым их связывает опыт совместной работы и пользующиеся особым доверием; наконец, важный кластер представляют собой потенциальные кандидаты в команду нового руководителя региона и те, на кого он мог бы опереться.
К первому кластеру относятся преимущественно люди из «мордовской команды» экс-губернатора Н.Меркушкина (В.Юртайкин, С.Кандеев, И.Пивкин), а также близкие к бывшему мэру Самары О.Фурсову (также представитель команды Н.Меркушкина, связан с бывшим губернатором К.Титовым) работники городской администрации, которые уже покинули свои посты (В.Сластенин, В.Коновалов, С.Тимреч, А.Филатов.
Особого внимания заслуживают те представители региональной элиты, которые не были в строгом смысле интегрированы в команду экс-губернатора Н.Меркушкина, но преследуют свои интересы или выступают лоббистами определенных групп влияния (второй кластер), неучет позиций которых может привести к осложнениям и конфликтам. Например, особые позиции могут занимать «Газпром» (экс-партнер В.Аветисяна депутат Губдумы А.Кислов ныне возглавляет «Газпром Межрегионгаз Самара», который является прямым конкурентом группы «Волгапромгаза»), НОВАТЭК (врио председателя Правительства области А.Нефедов пользуется поддержкой руководства НОВАТЭКа и депутата Госдумы от Самарской области Л.Симановского), группа В.Вексельберга (один из основных ресурсов поддержки Н.Меркушкина, чьи интересы он продвигал зачастую за счет местных элит).
К третьему кластеру относятся непосредственно представители команды нового врио губернатора Д.Азарова, которые уже получили первые назначения: В.Кудряшов (назначен на должность первого заместителя председателя Правительства А.Нефедова), министр финансов областного правительства А.Прямилов, полпред губернатора при президенте А.Когтев.
Наконец, к четвертому кластеру можно отнести те группы элит, которые на данный момент достаточно дистанцированы от врио губернатора, но с которыми возможно налаживание сотрудничества. С одной стороны, это могут быть представители групп интересов, которые подвергались давлению при экс-губернаторе Н.Меркушкине. С другой стороны, наиболее заинтересованы в сотрудничестве с новым врио губернатора те, кого нельзя однозначно отнести к какой-либо из влиятельных федеральных или региональных групп влияния и кто опирается преимущественно на представителей старой элиты, постепенно утратившей реальное влияние в регионе.
Взвешенный и осторожный подход Д.Азарова к формированию команды работает на снижение внутриэлитной напряженности в регионе. Подход, позволяющий разрешить возможные противоречия на областном уровне без вмешательства Центра позволяет штабу Владимира Путина вести кампанию свободнее, делая акцент на позитивной повестке.
Вызовы для региона. Реакция команды Азарова
Особенностью политической повестки Самарской области является то, что целый ряд резонансных местных проблем серьезно пересекаются с федеральными темами — в том числе такими, на которых акцентирует внимание В.Путин. Поэтому особое значение приобретает антикризисная работа команды Дмитрия Азарова. Пока врио губернатора смог оперативно отреагировать на ключевые вызовы и проблемы, доставшиеся ему от предшественников.
Серьезные риски были связаны со срывом сроков сдачи объектов к Чемпионату мира по футболу,что отмечалось федеральнымичиновниками — в том числе, в началеосени 2017 года. Так, на заседании Совета по развитию физической культуры и наблюдательного совета по подготовке к ЧМ-2018, проходившем в начале октября 2017 года, министр спорта РФ Павел Колобков сообщил, что стадион в Самаре готов на 65% и этот показатель оказался самым низким среди всех остальных городов, где пройдут игры в рамках чемпионата.
Оперативная реакция Д.Азарова позволяет надеяться на серьезный шаг вперед в проведении работ и постепенную позитивную динамику в улучшении имиджа Самарской области как одного из регионов-хозяев чемпионата. В этом смысле показательно, что еще в декабре 2017 года появлялись публикации в СМИ о возможности отмены матчей чемпионата, которые должны были пройти в Самаре, а уже в январе 2018 года оценки ситуацией с подготовкой спортивных объектов в СМИ оказалось более позитивными. Выигрышным для самарских властей может стать и внимание к аспектам подготовки к чемпионату, которые имеют долгосрочное значение и касаются сфер, непосредственно затрагивающих жителей
(создание транспортной инфраструктуры, благоустройство города).
Проблемы Тольятти становятся значимыми и в связи с тем, что Владимир Путин заметное внимание в ходе своей кампании уделяет проблемам индустриальных регионов (что было характерно и для президентских выборов 2012 года). Сильной стороной работы Д.Азарова с Тольятти является комплексный, многоаспектный подход к решению ее проблем.
Можно вспомнить, скажем, что врио губернатора уделял внимание не только ситуацией с безработицей и проблемам «Автоваза», но и, например, дефициту медицинских кадров в Тольятти.
Заметную роль в поддержке градообразующего предприятия и социальных проблем территории играют усилия федеральных властей. Часть критиков отмечает медленный эффект, которые дают подобные меры. Скажем, создание ТОР в Тольятти пока лишь в очень ограниченном масштабе влияет на решение проблемы безработицы. Никто не ждет от властей немедленного прорыва, протестные настроения в городе, безусловно, будут сохраняться. Однако дальнейшее внимание властей, в том числе региональных, к проблемам города может сработать на постепенное снижение таких настроений.
Проблемы городского благоустройства и ЖКХ неоднократно поднимались Владимиром Путиным и находятся в зоне внимания администрации Д.Азарова. Можно ожидать пристального внимания региональных властей к проблемам Самары. Возглавившая городскую администрацию Елена Лапушкина уже работала с нынешним врио губернатора, когда тот был мэром города, что дополнительно упрощает их взаимодействие сегодня. Критика Д.Азаровым областного министерства энергетики и ЖКХ за работу по реализации в регионе приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» наверняка будет пониманием воспринято населением и демонстрирует уровень интереса региональных властей к данной сфере.
Таким образом, ключевые приоритеты для региональных властей (подготовка к мундиалю с учетом нужд жителей, работа с проблемными территориями, решение проблем ЖКХ и городского благоустройства) вполне совпадают с ожиданиями населения и формируют позитивный образ власти в целом, что заметно упрощает работу федерального предвыборного штаба В.Путина с регионом. Это дополнительно работает на мобилизацию путинского большинства в Самарской области, способствует привлечению к Путину колеблющегося избирателя и дает шанс на снижение протестных настроений накануне выборов марта 2018 года.