Защита прав дольщиков: принципиальные вопросы
Тема с дольщиками является крайне актуальной и социально значимой. Учитывая, что количество обманутых людей по всей стране по разным оценкам варьируется от нескольких десятков до сотни тысяч граждан, можно отметить, что данная проблематика носит стратегический характер в контексте взаимоотношений власти и общества. Тем более в канун большого избирательного цикла «дольщики» и члены их семей могут стать серьёзным электоральным ресурсом для действующей власти, если она продемонстрирует внимание к этой социальной группе. В этой связи выбранный формат мероприятия в Государственной Думе (парламентские слушания) под личным патронажем Вячеслава Володина с широким участием представителей общественности является не случайным.
Тема государственных гарантий для участников долевого строительства давно назрела. Очевидно, что действующий уже три года механизм страхования не работает эффективно. Страховые средства оказались непрозрачны, судьба уже собранных средств страховых компаний непонятна, часть из них зависла в обанкротившихся банках. Поэтому создание системы госгарантий для граждан, участников долевого строительства, по аналогии с АСВ или Фонда компенсации туров — правильный шаг. После первого чтения представленный в парламент законопроект получил немало нареканий.
С моей точки зрения, важно понять, как будут решаться несколько принципиальных вопросов:
Первый: будет ли принятый закон распространяться на уже обманутых дольщиков? Полагаю, что это было бы правильным.
Второй: что будет с уже собранными денежными средствами (реальными) страховых компаний? Они целевым образом станут источником финансирования бюджета создаваемой государственной компании по решению проблем дольщиков?
Третий, крайне важный вопрос: будет ли механизм компенсации дольщиков универсальным для всех граждан или появится избирательность в отношении, например, лиц, которые одновременно могут быть инвесторами нескольких объектов жилой недвижимости? Учитывая недавнее выступление одного из депутатов Госдумы РФ по московской реновации, этот вопрос крайне актуален. С точки зрения права, а также принципа справедливости, закон должен быть единым для всех, не следует разделять дольщиков на богатых и бедных, хороших и плохих и так далее.
Четвертый: механизм компенсации, прописанный в будущем законе, должен стать простым и понятным, а средства самого Фонда дольщиков прозрачными. В этом случае к новой государственной программе и компании-оператору появится доверие со стороны граждан.
Если все вышеуказанные моменты найдут правильное законодательное решение и будут ориентироваться на интересы граждан России, думается, что закон может стать важным имиджевый элементом стратегического образа власти в преддверии президентских выборов в марте 2018 года.