Трагедия в Карелии: за что ответит Петрозаводск и за что — Москва
Ответственность за трагедию в Карелии должны понести московские и карельские чиновники, но каждый в своей части. Конечно, погибших на озере в Карелии детей уже не вернуть, но такие случаи нельзя оставлять без внимания и наказывать только «стрелочников». Это провоцирует сохранение порочной системы, в которой за деньги можно решить любой вопрос.
Очевидно, что чиновники Карелии «проворонили» надвигавшуюся трагедию. Как мы знаем из заявления главы республики Александра Худилайнена, лагерь существовал на законных основаниях. Однако фиксировалось много нарушений, в том числе и судебными решениями. Просто по ним не было никаких серьезных последствий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобная трагедия произошла – это должно было произойти когда-нибудь. Чиновники, то ли из-за за взяток, то ли из-за простой безалаберности не уделяли этому никакого внимания.
Кто должен за это отвечать? Конечно, Роспотребнадзор, те республиканские ведомства, которые контролируют политику в отношении детей, представители местных органов самоуправления. Они, как минимум, просто видели, что происходит и должны были об этом докладывать на региональный уровень. Если они это делали, а на региональном уровне не реагировали, то тогда именно чиновники регионального уровня, а не муниципалы должны отвечать за свое бездействие. Получается, что они фактически знали о нарушениях в лагере, но ничего не предприняли.
Судя по всему, в республике сложилась ситуация недостаточной управляемости. То, что глава Карелии делает заявления о том, что лагерь существовал незаконно, невольно заставляет сформулировать вопрос уже ему – почему это не было пресечено? Такое заявление может делать обыватель, а не глава региона. Ведь на подконтрольной ему территории сложилась такая ситуация. В принципе, к Худилайнену сейчас много вопросов. И, конечно, его не стоит сразу начинать необдуманно ругать только потому, что мы его «не любим». Да, у него низкие рейтинги, много просчетов (например, срыв программы расселения ветхого жилья) и отношение к нему не самое лучшее. Однако это не означает, что он лично виноват. Скорее, нужно брать тех чиновников, которые отвечают за соответствующие направления – замов, непосредственных кураторов территорий – им нужно адресовать основные вопросы.
Что касается московских чиновников, то здесь вопросов меньше. Хотя сейчас много «нападок» на столичный департамент труда и соцзащиты, который проводил аукцион, где «Парк-отель «Сямозеро», победил. Тут есть большой соблазн обвинить чиновников этого департамента в том, что они подтасовали результаты аукциона, но это неоднозначный вывод. Дело в том, что на аукционе побеждает та фирма, которая предлагает наименьшую цену. Это связано, прежде всего, с порогом нашего законодательства, а не действиями чиновников. В тоже время это не означает, что преступного сговора не было. Здесь есть варианты. Например, можно дать нужную информацию и фирма установить цену ниже, чем у конкурентов. Тогда фирма побеждает.
Нужно упомянуть еще проблемы с законодательством о закупках, которое критикуют абсолютно все. Объективно, в нем действительно много недостатков и оно позволяет нарушать требования справедливости и непредвзятости. В случае с аукционами, когда делается ставка на цену, а не качество, это неблагоприятно отражается на многих сферах хозяйства. Например, строительстве, где фактор цены может просто давать приоритет конторе, которая предлагает наименьшую цену, но при этом не гарантирует качества.
Кроме того, сообщают, что вся разрешительная документация у лагеря была. Это значит, что есть вопросы и к органам, которые выдавали эту разрешительную документацию. Почему она была выдана? Почему лицензии продлевались? Как все это делалось? Здесь задействовано огромное количество бюрократических структур и ко всем есть вопросы. Создается впечатление, что либо разрешения выдавать что называется «спустя рукава», либо имелся какой материальный интерес. Думаю, что это те направления, по которым следственным органам нужно работать.
Что касается ответственности за произошедшее, то ее должны понести руководство лагеря и чиновники. Однако, к сожалению, есть риск, что не всех виновных накажут в полной мере. Реально будут сидеть «стрелочники» – инструкторы, вожатые лагеря и отдельные чиновники, у которых нет денег откупиться. Поэтому этот вопрос нуждается в пристальном внимании следственных органов.
Справка «РК»
В субботу 18 июня 47 воспитанников оздоровительного лагеря «Парк-отель «Сямозеро», сплавляясь на озере в Карелии во время шторма в сопровождении взрослых, перевернулись в лодках. В результате погибло 14 детей. СК уже сообщил о задержании пятерых человек — сопровождавших детей инструкторов и менеджеров компании, которая организовывала тур. Отдыхали в лагере столичные сироты и дети из неблагополучных семей 12–15 лет. Путевки для них оплачивали органы соцзащиты Москвы. Конкурс на организацию отдыха выиграл летний оздоровительный лагерь «Парк-отель «Сямозеро». Подробнее о трагедии читайте в обзоре «РК»