Оптимизация роддомов в регионах: обоснованная мера или перегибы на местах?
В России с 1990-х годов сокращается количество мест для рожениц. Если в 1990-м на 10 тыс. женщин приходилось 34,1 места, то в 2024-м – 14,2. По официальным данным, выросла эффективность их использования, к тому же свою роль сыграла маршрутизация.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов:
– Практика адаптируется к существующей ситуации. Содержать целое родильное отделение, чтобы принять там 10–15 женщин за год, на мой взгляд, крайне неэффективная мера. Так что оптимизация родильных домов – это вынужденная мера, связанная со снижением рождаемости в стране. Кроме того, родовой сертификат позволяет женщине самой выбирать, где ей рожать, и подавляющее большинство на поздних сроках беременности едут в крупные роддома, перинатальные центры в регионах. И это не прихоть субъектов РФ или федерального руководства – это желание женщин. Они хотят получать помощь в максимальном формате и поступать в многопрофильное учреждение, быть уверенными: если возникнут какие-то проблемы с ними или с детьми, то помощь окажут высококвалифицированные специалисты.
Кандидат экономических наук доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари:
– Закрытие роддомов – это признание провала усилий по исправлению демографической ситуации. Нужно очень аккуратно работать в этой области. И однозначно надо держать роддома в районных центрах. Это позволяет концентрировать компетенции и повышает качество процессов. Если и оптимизировать, то очень взвешенно. Свято верю в профессионализм отраслевых и региональных руководителей.
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный:
– К сожалению, адекватное финансирование роддомов становится возможным только при концентрации медицинской помощи. Бывают случаи, когда учреждение живет, работает, но принимается решение сверху его сократить. Недавний пример – в городе Кольчугино Владимирской области: нормальное отделение, функционирующее, с хорошими показателями, укомплектованное, но оно якобы не соответствует приказу. Хотя, если начать проверять нашу медицинскую систему, окажется, что многие подразделения не соответствуют какому-то приказу. Такие решения региональные минздравы обычно принимают на основании рекомендации федерального ведомства. Но здесь палку нельзя перегнуть ни в коем случае, потому что, кроме качества оказания медицинской помощи, на которую все ссылаются, концентрируя рожениц в крупных медучреждениях, надо думать о доступности.
Политтехнолог Алена Август:
– Одна из ключевых задач сейчас – это решение демографического вопроса. И оптимизация системы родовспоможения должна заключаться не в том, чтобы сокращать мощности, подгоняя их под печальную, с нисходящим трендом, статистику рождаемости. Напротив, если и оптимизировать систему, то только с точки зрения обеспечения полного покрытия качественными услугами, оборудованием, квалифицированными врачами и сотрудниками по всей стране, потому что планировать рождение ребенка – первого, второго и последующих – люди будут сейчас, глядя на происходящее. Даже если где-то в небольших населенных пунктах надо закрыть медучреждения, значит, необходимо тут же обеспечивать логистическую и консультационную возможности, чтобы люди понимали, как этот вопрос будет решаться. Как медиатехнолог, человек, работающий со смыслами и восприятием, я считаю: нужна более качественная коммуникационная кампания по повышению рождаемости. Пока это выглядит так: «Рожайте – государство оплатит». Но непонятно, как работает система и что в ней изменится для того, чтобы она стала более комфортной, качественной.
