Торговые центры в регионах теряют популярность: есть ли смысл строить новые?

/

В регионах наблюдается кризис на рынке торговой недвижимости. Владельцам и операторам торговых центров все сложнее найти арендаторов, поэтому нередко ТЦ переоборудуют в склады. Ранее такой формат был востребованным, но стал терять популярность с развитием логистических комплексов.

Депутат Госдумы доктор экономических наук Николай Новичков:

– Проблема с заполняемостью торговых центров состоит не в кризисе предложения этого формата недвижимости, а в кризисе спроса. Объем последнего сокращается из-за общего, системного снижения деловой и потребительской активности вследствие запредельного уровня ключевой ставки. Даже с учетом поэтапного снижения этого показателя Центробанком уровень ключевой ставки по-прежнему остается разрушительным для всех видов экономической деятельности, кроме банковской. Решением проблемы стало бы снижение ставки ЦБ. Избытка ТЦ, как и складов, логистических центров, нет. Они все могут быть востребованы в условиях экономического роста, а его душит как раз завышенный уровень ключевой ставки.

Главный редактор аналитического интернет-портала «Акценты» Антон Чаблин:

– ТЦ умирают – это факт. Этому способствуют развитие онлайн-торговли и поколение зумеров. Для них поход в молл – это больше не праздник, как для их родителей. В США, Европе, Китае, на Ближнем Востоке если теперь и строят ТЦ, то в микс-формате: коммерческие площади соседствуют с жилыми, офисными и культурными зонами. Закрывающиеся якорные магазины заменяют на коворкинги, инкубаторы для стартапов, фитнес‑центры, мини-медклиники, образовательные хабы, ивент-площадки. Это привлекает не только покупателей, но и тех, кто просто живет, работает и учится в одном месте. Кстати, это снижает зависимость от розничных арендаторов. В ряде городов Европы и Канады закрывающиеся ТЦ используют под социальное жилье, общественные центры услуг, спортивные сооружения и даже медиатеки.

Депутат Госдумы, зампред комитета по экономической политике Сергей Алтухов:

– Такое положение вещей сформировано двумя факторами: переориентацией потребителей в сторону маркетплейсов и высокими издержками при аренде торговых площадей. Кризис – это не смерть формата, а его сегментация и специализация. Выживут те, кто и будет развиваться: крупные региональные супермоллы как точки притяжения, удобные районные форматы (стрип-моллы, ретейл-парки) с агрегатором повседневных услуг, узконаправленные тематические кластеры (спорт, развлечения, еда, образование). Остальные объекты будут вынуждены пройти через болезненный, но необходимый редевелопмент в сторону многофункциональности или полной смены профиля.

В некоторых городах-миллионниках или растущих городах еще есть потенциал для качественно новых ТЦ. Для многих холдингов (включая сетевой ретейл) строительство – это способ закрепиться на хорошем земельном участке, часто полученном на выгодных условиях. Здание потом можно перепрофилировать, но земля в хорошей локации – это главный актив. В некоторых регионах девелоперам просто некуда больше вкладывать деньги с сопоставимой ожидаемой доходностью.

Первый заместитель гендиректора фонда «Институт экономики города» кандидат экономических наук Виктор Агеев:

– Возврата к прежней востребованности моллов, какой она была до пандемии, уже не случится. Рынок розничной торговли меняется необратимо. Онлайн-торговля занимает все больше и больше места, поэтому будет все острее вставать вопрос о преобразовании ТЦ, построенных в большом количестве. Переформатирование уже идет – и будет происходить в сторону их перепрофилирования для оказания услуг, размещения фитнес-центров и зрелищных объектов. Более острая ситуация с загородными ТЦ, которые, полагаю, будут постепенно преобразовываться в логистические центры. Успех этой деятельности и оперативность во многом будут зависеть от позиции собственников, в том числе от того, насколько они осознают необходимость преобразований и неизбежность дополнительных инвестиций.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: