Главами регионов все чаще становятся чиновники с федеральным опытом: какие преимущества это дает?
Федеральная власть стала одним из ключевых каналов пополнения губернаторского корпуса. Наметился тренд на рост числа губернаторов, заходящих в регионы с федеральных позиций.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков:
– Карьерная траектория губернаторов, конечно, влияет на эффективность их работы. Есть губернаторы нескольких типов влияния. Первые – это политические тяжеловесы, такие как Собянин, Кожемяко, Воробьев. Они, во-первых, выходцы из крупных политических групп, во-вторых, прошли уже достаточно мощный карьерный трек, успев побывать в исполкоме правящей партии, работали главами других регионов и т. д. Второй уровень губернаторов – просто тяжеловесы в крупных регионах: Ленинградская область, Красноярский край и др. Третий тип – главы небольших регионов, беспроблемных и довольно тихих. И на последнем месте губернаторы проблемных регионов, таких как Хакасия, Костромская область. Таким образом, от того, откуда пришел губернатор и какие у него есть возможности решать вопросы на федеральном уровне, во многом зависит успешность его работы.
Главам регионов, пришедшим со стороны, конечно, тяжело формировать команду. Прошли те времена, когда службу в регионе считали возможным источником быстрой карьеры и обогащения. Сейчас это, скорее, большие риски, уголовные дела, скромная зарплата. Желающие остаются, но их компетентность вызывает вопросы. Кроме того, многие главы, назначенные из центра, думают, что их в «Школе губернаторов» всему научили, вот сейчас они применят какой-то скрипт – и будет все хорошо. Но нет. Поэтому они пытаются сформировать команды из числа местных в том числе. Местные справляются лучше и не такие амбициозные, как приезжие, но по разным причинам тоже хотят определенной свободы и автономии, что часто вызывает конфликты.
Политолог, экономист, замдиректора по взаимодействию с органами государственной власти Центра повышения качества жизни Иван Чумаков:
– Федеральный центр полностью контролирует формирование губернаторского корпуса. Губернаторы должны быть обкатаны в федеральных структурах, иметь налаженные связи с центром, быть понятными, объяснимыми и коммуникативно доступными федеральному уровню – без этого успешная работа невозможна. Управленческий уровень губернаторов обязан соответствовать стандартам федерального центра, обеспечивая высокую компетентность, технологичность и способность эффективно решать любые задачи.
Региональные элиты рассматриваются центром как потенциальный источник конфликтов с населением, так как контролируют ключевые ресурсы, инфраструктуру и бизнес. Внутриполитические конфликты находятся под запретом, и для снижения рисков центр не допускает назначения независимых губернаторов из числа местных элит. Любая самостоятельная расторговка исключена, губернаторы полностью подчинены вертикали и действуют в рамках единой унифицированной системы управления всей страны. Такая модель снижает риски региональных противоречий, обеспечивает стабильность и управляемость, одновременно укрепляя вертикаль власти и унификацию критически важных процессов.
Политолог Алина Жестовская:
– Ориентированность губернаторов на центр не позволяет им заручиться поддержкой региональных элит, поскольку эти элиты нацелены на сохранение своей суверенности. Им нравится, когда в их интересах принимают какие-то решения, законы, но региональные элиты не хотят, чтобы губернаторы лезли в их дела, поэтому, нет однозначного ответа, что лучше – губернатор, которого назначили из Москвы (и он не знает территорию, но зато подчиняется Москве, выполняет четкие команды и не замешан в местных делах), либо тот, кто вырос на этой территории, всех знает, у которого там свой бизнес и люди везде, интересы которых он начинает продвигать. Единственное, что может гарантировать, что губернатор действительно будет эффективным и толковым, – это его собственная порядочность и богобоязнь. Очень много рисков, и предупредить их невозможно.
