Глав муниципалитетов не всегда удается избрать с первого раза: почему участились срывы конкурсов в регионах?

/

Из­брать глав го­ро­дов и рай­о­нов в ре­ги­о­нах не все­гда уда­ет­ся с пер­во­го раза. Срыв кон­курс­ных про­це­дур ста­но­вит­ся все бо­лее рас­про­стра­нен­ной прак­ти­кой, при­чем не толь­ко в неболь­ших му­ни­ци­па­ли­те­тах, но и в ре­ги­о­наль­ных цен­трах, на­при­мер в Кы­зы­ле. За по­след­ние пять лет с этой про­бле­мой столк­ну­лись бо­лее по­лу­то­ра де­сят­ков круп­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко

– Эта ситуация будет удручающей до тех пор, пока не вернутся низовая политическая конкуренция и прямые выборы руководителей муниципалитетов. Если это случится, партии так или иначе начнут выставлять различных кандидатов. Пока этого нет, мы будем видеть нехватку кадров. На должности с урезанными полномочиями и отсутствием политической конкуренции мало желающих. У глав возможностей очень мало, свободы действий в принципе нет. Но для чего и чем рисковать, если руки связаны, все реальные полномочия отданы субъектам или даже федеральному центру, при этом ответственность большая, а зарплата маленькая? Это не интересно ни с политической точки зрения, ни с точки зрения ресурсов.

Политтехнолог Константин Чегин: 

– Происходящее неудивительно, сейчас фактически любой руководитель муниципалитета – это одна из самых расстрельных должностей. Во-первых, ответственность огромная, но при этом коррупцию никто не отменял: любой в цепочке администрации главы района или города может быть уличен в ней, а ответственность несет всегда руководитель. Во-вторых, специалистов, готовых занять должность главы муниципалитета, тоже не так много. По большому счету этому даже нигде не учат, есть специальность «Государственное и муниципальное управление», но она имеет узкую направленность. На мой взгляд, глава муниципалитета – это прежде всего хозяйственник, который понимает, как строятся дороги, проводится благоустройство и др. В-третьих, возможно, есть проблема в назначении людей, которые устраивают региональные и муниципальные элиты. Косвенно сложившаяся ситуация может быть связана и с недостатком полномочий и ресурсов у глав, но от региона к региону все по-разному.

Политолог Александр Безделов: 

– Не всегда количество желающих занять должность главы муниципалитета минимально или равно нулю. Как правило, конкурсы срываются по причине самоотвода участников либо из-за того, что конкурсная комиссия отсеивает претендентов и заявок для проведения полноценного конкурса не хватает. Это связано с тем, что власти излишне контролируют процесс выборов. Чаще всего комиссии подконтрольны губернатору. Если он принял какое-то решение по кандидатуре, то конкурс состоится. Если консолидированного решения главы и элит региона нет, то конкурс срывается. Например, в Курганской области губернатор Вадим Шумков долго не мог определиться с кандидатурой мэра областной столицы – по этой причине конкурс срывался.

Политолог, редактор ИА «Политсовет» Алексей Шабуров: 

– Сейчас нередко арестовывают глав муниципалитетов, в том числе крупных городов. Быть мэром стало крайне рискованно. Помимо коррупции, есть много сложных вопросов, где приходится принимать спорные решения. Силовики очень внимательно смотрят за деятельностью чиновников, в первую очередь муниципальных, потому что у них нет политического прикрытия. С другой стороны, это создает негативный стимул: понимая, что это работа на грани уголовного дела, на нее могут идти недобросовестные люди. Получается отрицательный отбор, что тоже не очень хорошо.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: