Глав муниципалитетов не всегда удается избрать с первого раза: почему участились срывы конкурсов в регионах?
Избрать глав городов и районов в регионах не всегда удается с первого раза. Срыв конкурсных процедур становится все более распространенной практикой, причем не только в небольших муниципалитетах, но и в региональных центрах, например в Кызыле. За последние пять лет с этой проблемой столкнулись более полутора десятков крупных муниципальных образований.
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко:
– Эта ситуация будет удручающей до тех пор, пока не вернутся низовая политическая конкуренция и прямые выборы руководителей муниципалитетов. Если это случится, партии так или иначе начнут выставлять различных кандидатов. Пока этого нет, мы будем видеть нехватку кадров. На должности с урезанными полномочиями и отсутствием политической конкуренции мало желающих. У глав возможностей очень мало, свободы действий в принципе нет. Но для чего и чем рисковать, если руки связаны, все реальные полномочия отданы субъектам или даже федеральному центру, при этом ответственность большая, а зарплата маленькая? Это не интересно ни с политической точки зрения, ни с точки зрения ресурсов.
Политтехнолог Константин Чегин:
– Происходящее неудивительно, сейчас фактически любой руководитель муниципалитета – это одна из самых расстрельных должностей. Во-первых, ответственность огромная, но при этом коррупцию никто не отменял: любой в цепочке администрации главы района или города может быть уличен в ней, а ответственность несет всегда руководитель. Во-вторых, специалистов, готовых занять должность главы муниципалитета, тоже не так много. По большому счету этому даже нигде не учат, есть специальность «Государственное и муниципальное управление», но она имеет узкую направленность. На мой взгляд, глава муниципалитета – это прежде всего хозяйственник, который понимает, как строятся дороги, проводится благоустройство и др. В-третьих, возможно, есть проблема в назначении людей, которые устраивают региональные и муниципальные элиты. Косвенно сложившаяся ситуация может быть связана и с недостатком полномочий и ресурсов у глав, но от региона к региону все по-разному.
Политолог Александр Безделов:
– Не всегда количество желающих занять должность главы муниципалитета минимально или равно нулю. Как правило, конкурсы срываются по причине самоотвода участников либо из-за того, что конкурсная комиссия отсеивает претендентов и заявок для проведения полноценного конкурса не хватает. Это связано с тем, что власти излишне контролируют процесс выборов. Чаще всего комиссии подконтрольны губернатору. Если он принял какое-то решение по кандидатуре, то конкурс состоится. Если консолидированного решения главы и элит региона нет, то конкурс срывается. Например, в Курганской области губернатор Вадим Шумков долго не мог определиться с кандидатурой мэра областной столицы – по этой причине конкурс срывался.
Политолог, редактор ИА «Политсовет» Алексей Шабуров:
– Сейчас нередко арестовывают глав муниципалитетов, в том числе крупных городов. Быть мэром стало крайне рискованно. Помимо коррупции, есть много сложных вопросов, где приходится принимать спорные решения. Силовики очень внимательно смотрят за деятельностью чиновников, в первую очередь муниципальных, потому что у них нет политического прикрытия. С другой стороны, это создает негативный стимул: понимая, что это работа на грани уголовного дела, на нее могут идти недобросовестные люди. Получается отрицательный отбор, что тоже не очень хорошо.
