Бюджет Башкирии: стратегия устойчивости в условиях макроэкономических вызовов
![Проект бюджета Республики Башкортостан на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, принятый депутатами Курултая в первом чтении, — новый подход к финансовому менеджменту в условиях структурных изменений экономики. Этот бюджетный план — стратегический ответ на вызовы времени. Эффективное использование ресурсов сочетается с безусловным выполнением социальных обязательств и развитием человеческого капитала. В сложившихся макроэкономических условиях документ представляет собой сбалансированную модель управления, построенную на принципах финансовой дисциплины и социальной ответственности. Финансовая архитектура проекта построена с учетом новой экономической ситуации. При запланированных […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2019/10/IMG_0708.png)
Проект бюджета Республики Башкортостан на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, принятый депутатами Курултая в первом чтении, — новый подход к финансовому менеджменту в условиях структурных изменений экономики. Этот бюджетный план — стратегический ответ на вызовы времени. Эффективное использование ресурсов сочетается с безусловным выполнением социальных обязательств и развитием человеческого капитала. В сложившихся макроэкономических условиях документ представляет собой сбалансированную модель управления, построенную на принципах финансовой дисциплины и социальной ответственности.
Финансовая архитектура проекта построена с учетом новой экономической ситуации. При запланированных доходах в 314,1 млрд рублей и расходах в 336,6 млрд рублей дефицит в 22,5 млрд рублей формируется в контексте умеренной долговой нагрузки и жесткого контроля над расходными статьями. Как отмечает глава республики Радий Хабиров, «мы провели его (бюджета) оптимизацию, и документ получился сбалансированным». Ситуация с дефицитом бюджета республики соответствует общероссийскому тренду — бюджеты 56 регионов России показали дефицит.
Ключевым элементом бюджетной стратегии республики стала проактивная защита социальных статей. Около 67% всего бюджета направляется на социально значимые расходы, включая поддержку участников СВО, строительство школ и модернизацию медицинских учреждений. Такой подход демонстрирует: в условиях бюджетного дефицита социальные обязательства остаются абсолютным приоритетом управленческой команды республики. Это фокусирование на человеческом капитале становится стратегической инвестицией в долгосрочное развитие региона.
Модель бюджетного планирования построена на прогнозах экономического роста. Согласно данным вице-премьера Башкирии Рустама Муратова, в республике ожидается ежегодный рост экономики на уровне 3,9%, при этом индекс промышленного производства должен сохраниться на уровне 105% ежегодно. Прогнозируемый рост доходов бюджета составляет: в 2026 году — 239,9 млрд рублей (+2,4 млрд), в 2027 году — 263,9 млрд рублей (+24,6 млрд), в 2028 году — 280,5 млрд рублей (+16,6 млрд).
Драйвером экономического роста остаются инвестиции. В прогнозе заложены параметры роста промышленности на 5%, сельского хозяйства — на 3% в 2026-2028 годах. Объем строительных работ, как ожидается, будет увеличиваться до 4,9% в 2028 году, а темпы роста инвестиций в основной капитал достигнут 104,3%. Такой мультипликативный эффект обеспечивается за счет запуска новых инвестпроектов.
Позитивная динамика ожидается и в социальной сфере. Средняя зарплата в республике к 2028 году должна вырасти до 98 тысяч рублей при темпах роста оплаты труда 7-11% в год. Безработица продолжит снижаться и в 2026 году может достичь нового минимума в 1,5%. Эти ожидаемые показатели демонстрируют, что бюджетная политика ориентирована не только на текущее потребление, но и на создание устойчивой социальной инфраструктуры.
Важным акцентом становится внешняя по отношению к региону оценка выбранного курса республики. Представленный прогноз на 2026–2028 годы, предполагающий ежегодный рост экономики, соответствует ранее обнародованным оценкам Министерства экономического развития России. Минэкономразвития включило Башкортостан в десятку лидеров по темпам экономического роста, причем республика стала единственным субъектом Приволжья в этом рейтинге. Активная работа команды Хабирова на федеральном уровне, включая продвижение интересов региона и представление лучших практик, усиливает конкурентные позиции Башкортостана в борьбе за федеральные трансферты.
Бюджетная политика Башкортостана демонстрирует зрелый подход к управлению в условиях турбулентности. Сбалансированность между социальными обязательствами и инвестициями в развитие, подкрепленная реалистичными прогнозами и федеральной поддержкой, создает прочный фундамент для устойчивого роста. Оптимизированная бюджетная конфигурация позволяет нивелировать внешние вызовы без ущерба для ключевых социальных статей, подтверждая эффективность управленческой модели команды Радия Хабирова.
