Структурные преобразования в правительстве Коми: повышение эффективности как интегральный курс Гольдштейна
![Несмотря на то, что обновленный состав правительства Республики Коми, утвержденный на прошедшей неделе, существенно не изменился, глава региона Ростислав Гольдштейн не отказывается от курса на глубокие системные преобразования. Согласно указу главы республики, опубликованному 27 октября, с 1 января 2026 года структура органов исполнительной власти региона претерпит серьезную трансформацию. Внешняя неизменность кадрового состава не отменяет подготовку к масштабной административной реформе, инициатором которой выступает Гольдштейн. Ее стратегической целью является не просто перераспределение полномочий, а создание более гибкой, ответственной и результативной системы управления, […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2019/10/IMG_0708.png)
Несмотря на то, что обновленный состав правительства Республики Коми, утвержденный на прошедшей неделе, существенно не изменился, глава региона Ростислав Гольдштейн не отказывается от курса на глубокие системные преобразования. Согласно указу главы республики, опубликованному 27 октября, с 1 января 2026 года структура органов исполнительной власти региона претерпит серьезную трансформацию. Внешняя неизменность кадрового состава не отменяет подготовку к масштабной административной реформе, инициатором которой выступает Гольдштейн. Ее стратегической целью является не просто перераспределение полномочий, а создание более гибкой, ответственной и результативной системы управления, способной оперативно реагировать на вызовы времени и решать стратегические задачи развития региона.
После первого этапа обновления персональный состав регионального кабмина почти не изменился. Его вновь возглавил Дмитрий Братыненко, ранее работавший премьер-министром Коми. Заместителями председателя правительства назначены Лариса Максимова и Эдуард Слабиков, занимавшие эти же должности ранее. Тогда же был переназначен руководителем администрации главы республики Дмитрий Самоваров, считавшийся соратником экс-главы региона Владимира Уйбы. Однако уже спустя несколько дней его сменил Максим Семенов, ранее работавший в команде Гольдштейна в Еврейской автономной области. Эта кадровая рокировка на ключевом посту показывает: точечные корректировки состава в исполнительных органах республики не исключены и в дальнейшем. Они преследуют две важные цели – укрепление лояльности команды и повышение качества управления путем внедрения проявивших себя ранее управленцев, знакомых со стилем и требованиями главы региона.
Помимо нового главы, администрация Республики Коми получит и новое название — администрация главы и правительства Республики Коми. Этот подход отвечает курсу на повышение координации между руководством региона и правительством, а также на усиление управленческих функций в рамках единой структуры исполнительной власти. Для оперативного решения хозяйственных вопросов и материально-технического обеспечения в структуре органов исполнительной власти, подчиненных правительству, планируется создать Управление делами правительства Республики Коми. Это разделение функций позволит высвободить ресурсы аппарата главы для решения стратегических задач, переложив текущее управление на специализированную структуру.
Серьезные преобразования ждут и само правительство региона. Их цель — повышение качества управления и эффективности работы за счет конкретизации зоны ответственности каждого чиновника и реорганизации ведомств путем четкого разделения по отраслевому признаку. Монолитные и разросшиеся министерства, совмещающие не связанные между собой функции, зачастую демонстрировали снижение скорости принятия решений и размытость ответственности. Новая структура призвана устранить эти недостатки. Будут созданы более специализированные и, как следствие, более эффективные органы власти, задачи и результаты работы которых будут поддаваться четкому мониторингу и оценке.
Ключевым изменением станет замена комитетов на министерства, что подчеркивает возрастающий статус и значимость соответствующих направлений. Комитет по тарифам будет преобразован в Министерство тарифного регулирования Республики Коми. Новое ведомство займётся комплексным контролем за ценообразованием и тарифной политикой в критически важных сферах ЖКХ и энергетики, оказывающих прямое влияние на благосостояние каждого жителя. Будет образовано Министерство по делам молодёжи Республики Коми, что свидетельствует о переходе от фрагментарной поддержки молодежи к выстраиванию целостной государственной молодежной политики, а министр будет нести персональную ответственность за ее реализацию по всему региону. Комитет Республики Коми по закупкам будет преобразован в Министерство закупок Республики Коми, что усилит его роль в контроле и координации закупочной деятельности и обеспечении прозрачности расходования бюджетных средств. Аналогично в министерство будет преобразован комитет имущественных и земельных отношений, а функции комитета по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям будут переданы в специализированную Службу ГО и ЧС Коми, что призвано повысить оперативность реагирования.
Другим важным направлением реформы станет реорганизация существующих министерств. Министерство экономического развития, промышленности и транспорта будет преобразовано в Министерство экономического развития и промышленности. Из его состава будут выделены три самостоятельных ведомства: Министерство туризма Коми, Агентство проектного управления Коми и Министерство транспорта Коми. Аналогичным образом реорганизуют Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка, которое будет преобразовано в Министерство сельского хозяйства и торговли, а функции в сфере ветеринарии будут переданы выделенной Службе ветеринарии. Эта декомпозиция крупных блоков продиктована логикой глубокой специализации: каждая отрасль должна работать как часы, а для этого необходим руководитель, который отвечает только за нее и не отвлекается на смежные направления. Это позволяет глубже погружаться в отраслевые проблемы, концентрировать ресурсы и существенно ускорять процесс принятия решений.
Реформа структуры исполнительных органов власти не потребует дополнительных бюджетных расходов. Все помещения, сотрудники и инфраструктура уже задействованы в системе — меняется лишь организационно-правовой формат и подчинённость. Конечная цель преобразований, инициированных Ростиславом Гольдштейном, — сделать работу органов власти более эффективной, прозрачной и ориентированной на результат в нынешних экономических условиях. Создание отраслевых министерств и служб, четкое распределение зон ответственности направлены на построение управленческой вертикали, способной обеспечить достижение стратегических целей развития Республики Коми и повышение качества жизни ее жителей.
