Чтобы прекратить манипуляции с зарплатами учителей в регионах, нужна общефедеральная тарифная сетка


Профсоюз «Учитель» в октябре сообщил о многочисленных жалобах со стороны педагогов из 10 субъектов РФ. Причиной стала отмена сельских выплат, надбавок за стаж, категорию, доплат за заведование кабинетом и т. д. По мнению представителей профсоюза, через такие манипуляции губернаторы хотят отчитаться об увеличении окладов педработникам без дополнительных расходов из местных бюджетов.

Здесь очень много манипуляций с цифрами. Это вопросы, которые в основном отданы на усмотрение руководителей бюджетного учреждения. В России сейчас не действует общая тарифная сетка. И всегда возникают серьезные споры в трудовых коллективах, когда применяются какие-либо надбавки, премии, выплаты. Тут и оклад может меняться, к примеру, сократиться, поскольку будут говорить, что есть надбавки, которые компенсируют недостаток денег. В этом смысле считаю, что, действительно, тарифная сетка должна быть общей с определенным окладом для всех, а вот надбавки могут быть региональными. Допустим, есть северные или новые регионы – почему нет? Но основные моменты должны быть прописаны на федеральном уровне.

В качестве отступления могу сказать, что такая печальная традиция с зарплатами учителей и врачей сложилась, когда в 1990-е годы не было финансирования. Стоял вопрос, имеют ли право учителя протестовать. И тогда они заявили, что хоть и трудно, но мы не имеем права выйти на забастовку: будем детей учить, будем людей лечить. Это социальная ответственность, и она оказалась гораздо выше, чем у тех, кто принимает решения в отношении этих людей.

Все накапливалось десятилетиями. В итоге это привело к тому, что молодые не приходят в профессию, поскольку просто мало платят. Держится все на людях, которые как раз выстояли в 1990-е и которые благодаря выслуге лет и стажу получили какие-то надбавки, особенно в крупных регионах. Молодому преподавателю – невыгодно. Поэтому еще раз: если федеральный центр будет выплачивать хороший оклад, а уже сверху стимулирующие выплаты, чтобы поощрить человека, то это и интерес вызовет, и конкуренцию в регионах.

То есть люди должны действительно получать больше. И обеспечить это «больше» можно только тогда, когда у вас есть стопроцентная гарантированная заработная плата. А уже сверху этих 100% – стимулировать, а не ссылаться на то, что у вас есть какие-то надбавки, а если вы якобы плохо работаете, то получите гроши. Ну а губернаторы в такой ситуации в первую очередь беспокоятся о бюджете, и, учитывая особенности каждого региона, им проще, чтобы всеми надбавками за проделанную работу учителя самостоятельно занимались конкретные образовательные учреждения на местах.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: