Чтобы прекратить манипуляции с зарплатами учителей в регионах, нужна общефедеральная тарифная сетка
Профсоюз «Учитель» в октябре сообщил о многочисленных жалобах со стороны педагогов из 10 субъектов РФ. Причиной стала отмена сельских выплат, надбавок за стаж, категорию, доплат за заведование кабинетом и т. д. По мнению представителей профсоюза, через такие манипуляции губернаторы хотят отчитаться об увеличении окладов педработникам без дополнительных расходов из местных бюджетов.
Здесь очень много манипуляций с цифрами. Это вопросы, которые в основном отданы на усмотрение руководителей бюджетного учреждения. В России сейчас не действует общая тарифная сетка. И всегда возникают серьезные споры в трудовых коллективах, когда применяются какие-либо надбавки, премии, выплаты. Тут и оклад может меняться, к примеру, сократиться, поскольку будут говорить, что есть надбавки, которые компенсируют недостаток денег. В этом смысле считаю, что, действительно, тарифная сетка должна быть общей с определенным окладом для всех, а вот надбавки могут быть региональными. Допустим, есть северные или новые регионы – почему нет? Но основные моменты должны быть прописаны на федеральном уровне.
В качестве отступления могу сказать, что такая печальная традиция с зарплатами учителей и врачей сложилась, когда в 1990-е годы не было финансирования. Стоял вопрос, имеют ли право учителя протестовать. И тогда они заявили, что хоть и трудно, но мы не имеем права выйти на забастовку: будем детей учить, будем людей лечить. Это социальная ответственность, и она оказалась гораздо выше, чем у тех, кто принимает решения в отношении этих людей.
Все накапливалось десятилетиями. В итоге это привело к тому, что молодые не приходят в профессию, поскольку просто мало платят. Держится все на людях, которые как раз выстояли в 1990-е и которые благодаря выслуге лет и стажу получили какие-то надбавки, особенно в крупных регионах. Молодому преподавателю – невыгодно. Поэтому еще раз: если федеральный центр будет выплачивать хороший оклад, а уже сверху стимулирующие выплаты, чтобы поощрить человека, то это и интерес вызовет, и конкуренцию в регионах.
То есть люди должны действительно получать больше. И обеспечить это «больше» можно только тогда, когда у вас есть стопроцентная гарантированная заработная плата. А уже сверху этих 100% – стимулировать, а не ссылаться на то, что у вас есть какие-то надбавки, а если вы якобы плохо работаете, то получите гроши. Ну а губернаторы в такой ситуации в первую очередь беспокоятся о бюджете, и, учитывая особенности каждого региона, им проще, чтобы всеми надбавками за проделанную работу учителя самостоятельно занимались конкретные образовательные учреждения на местах.